Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 126 западѣ и другихъ мѣстахъ въ воскресенье, какъ мы празднуемъ. Восточ¬
ная Церковь праздновала вмѣстѣ съ евреями и оправдывалась, что мы
празднуемъ со временъ апостола Іоанна Богослова. Затѣмъ, когда I все¬
ленскій соборъ отмѣнилъ это празднованіе Пасхи и послѣ этого нѣкото¬
рые все-таки продолжали праздновать Пасху въ одно время съ іудеями,
ссылаясь, будто Іоаннъ Богословъ имъ такъ предалъ, то ихъ II вселенскій
соборъ назвалъ еретиками четыренадесятниками. Значитъ ли это, что
и св. Іоаннъ Богословъ и прочіе апостолы, праздновавшіе до Воскресенія
Христа — пасху іудейскую — еретики. Нѣтъ, такого заключенія не мо¬
жетъ быть. По снисхожденію тѣмъ, которые приняли христіанство и не
могли разстаться со своимъ обычаемъ, позволено было хранить праздно¬
ваніе Пасхи, какъ у евреевъ, а когда это стали въ законъ поставлять, тогда
собрался вселенскій соборъ и объявилъ ихъ еретиками. Св. Кипріанъ
имѣлъ свое мнѣніе и по строгости своей перекрещивалъ еретиковъ, но
II вселенскій соборъ отмѣнилъ это. Кипріанъ не сталъ еретикомъ, а
послѣдователи его еретиками называются. Святой Августинъ говоритъ,
что перекрещиваніе есть беззаконіе, а въ «Катихизисѣ» говорится, что
кто повторяетъ крещеніе, тотъ во второй разъ распинаетъ Христа. Такъ
говоритъ и преподобный Іоаннъ Дамаскинъ (книга 9, листъ 208): «Испо¬
вѣдуемъ же едино крещеніе во оставленіе грѣховъ и въ жизнь вѣчную...
Слѣдовательно, подобно тому, какъ однажды совершилась смерть Го¬
спода, поэтому и креститься должно однажды... Поэтому, если тѣ, кото¬
рые крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа и научены тому, что
въ трехъ Ѵпостасяхъ едино естество божества, послѣ перекрещиваются,
то они снова распинаютъ Христа... А тѣ, которые не крещены во имя
Святой Троицы, этимъ должно перекрещиваться». Намъ можетъ послѣ¬
довать возраженіе, что въ «Катихизисѣ» и у Іоанна Дамаскина идетъ
рѣчь о крещеніи, совершенномъ въ Церкви Христовой, что только такое
крещеніе нельзя повторять, то на это я приведу 7-ое правило II вселен¬
скаго собора, гдѣ говорится, что эти еретики не перекрещиваются потому,
что касательно св. крещенія они ни въ чемъ не отличаются отъ насъ, но
крестятъ одинаково съ православными: «эти еретики не перекрещивают¬
ся, потому что касательно святаго крещенія они ни въ чемъ не от¬
личаются отъ насъ, но крестятся одинаково съ православными. Итакъ,
каждый изъ нихъ, анаѳемствуя свою ересь въ особенности и вся¬
кую ересь вообще, помазуется святымъ мѵромъ и исполнитъ прочее
по правилу». («Кормчая трехтолковая», полн. перев., толк. Зонара на