Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 119 — Оказалось, была книга, да пропала; еслп пропала на Западѣ, от¬
куда же взялась такая книженка въ Россіи? Напрасно вы еще не взяли
книги соборныхъ дѣяній на Мартпна-еретпка. Дорогіе собесѣдники, обра¬
тите вниманіе на публику, публику избранную и не обманывайте ее та¬
кими книжками. Полагаю, что публика оцѣнитъ васъ ио достоинству.
Подлогъ очевиденъ. Свидѣтельскія данныя ваши рушились, потому что
не имѣютъ подъ собой почвы. Теперь я прочту, какъ священномученикъ Кипріанъ повелѣлъ по¬
ступать съ еретиками. Творенія Кипріана, письмо 58. О крещеніи ере¬
тиковъ. «// не знаю, какимъ предубѣжденіемъ руководствуются нѣкото¬
рые изъ товарищей нашихъ, думающихъ, что тѣхъ, которые приняли
погруженіе у еретиковъ, когда они къ намъ приходятъ, не должно кре¬
стить, потому что, какъ они говорятъ, крещеніе одно (ниже). Кто своимъ
удостовѣреніемъ предоставляетъ имъ это право, тотъ уступаетъ и со¬
глашается, что врагъ и противникъ Христовъ имѣетъ, невидимому,
власть омывать, очищать и освящать человѣка». Письмо (Ю-е. «// теперь,
собравшись вмѣстѣ, мы, епископы Африки и Нумидіи, въ числѣ семиде¬
сяти одного, общимъ мнѣніемъ нашимъ утвердили тоже самое, поста¬
новляя, что крещеніе есть одно, которое установлено въ каѳолической
Церкви, и что поэтому намъ должно не перекрещивать, а крестить вся¬
каго, кто приходитъ омыться отъ поддѣльной и нечестивой воды и освя-
титься истиною воды, спасительной» (стр. 333). «Впрочемъ, у насъ эти
дѣло отнюдь не новое и не неожиданное, что мы признаемъ нужнымъ кре¬
стить тѣхъ, которые отъ еретиковъ обращаются къ Церкви. Тому уже
много лѣтъ назадъ, много прошло времени, какъ соборъ епископовъ, быв¬
шій подъ предсѣдательствомъ блаженной памяти Агриппина, постано¬
вилъ тоже самое, и съ тѣхъ поръ доселѣ столько тысячъ еретиковъ, въ
областяхъ нашихъ обратившихся къ Церкви, не только не гнушались
и не колебались получать благодать животворящей купели и спаситель¬
наго крещенія, но еще разумно и охотно настаивали на этомъ». Изъ прочитаннаго видно, что вѣра одна, потому что Церковь одна
и внѣ Церкви крещеніе невозможно. Крещеніе возможно только въ Цер¬
кви Христовой, а въ гаюй церкви крещенія нѣтъ. У православныхъ
не можетъ быть второго крещенія; еретиковъ не пере¬
крещиваютъ, но крестятъ и имѣютъ на это право. Кто признаетъ еретическое крещеніе, тотъ идетъ противъ истины
и соглашается со врагами Христа въ томъ, что врагъ и противникъ Хрн-