Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 114 — подлогъ». Странно, странно, что вы сказали, что я сдѣлалъ подлогъ. Это
слово не здѣсь бы должно вамъ говорить при такой почтенной и избран¬
ной публикѣ. Я прочиталъ изъ книги Баронія, вотъ его слова: «Такожде
и Кипріапово, въ посланіи, еже греки правильнымъ нарицаютъ, исчисля¬
тъ пятьдесятъ епископовъ восточныхъ, иже Кипріану послѣдоваху:
по вси потомъ на истину согласишася, и отъ своего мнѣнія отступиша,
и о примиреніи ихъ Діонисій александрійскій Стефана просилъ и пи¬
салъ». (258 лѣто Господне, число 7-е). Бароній здѣсь сослался на исто¬
рика Евсевія Памфила, у Евсевія же пишется наоборотъ. Такъ скажите, дорогіе слушатели, развѣ я сдѣлалъ подлогъ? Хоро¬
шо, а Евсевій? шепчетъ мой собесѣдникъ. Бароній указываетъ на 258-е
лѣто Господне, что тогда еретики катафриги, они же и монтанисты, от¬
торгшихся отъ церкви паки крестили. Кто крестили? Еретики. Кого кре¬
стили? Православныхъ христіанъ. А мы кого крестимъ? Еретиковъ.
Разница очевидна. Въ повѣствованіи этомъ Бароній сослался на 7-ю
книгу Евсевія, главу 6-ю, гдѣ пишется о ереси Савелліевой. Книга
Евсевія, стр. 368. На листѣ 10-мъ Бароній также ссылается на книгу
7-ю Евсевія, гл. 4-ю, которую я прочитаю «Діонисій многократно бесѣдо¬
валъ съ нимъ (съ папою Стефаномъ) объ этомъ предметѣ (о крещеніи
еретиковъ) посредствомъ посланій, и, наконецъ, сказалъ, что, по пре¬
кращеніи гоненія всѣ церкви, обратившіяся къ Новатову нововведенію,
примирились между собою». Гдѣ же здѣсь хоть, по крайней мѣрѣ, на¬
мекъ, что 50 епископовъ, которые послѣдовали Кипріану, къ истинѣ
возвратились. Вотъ истина на лицо, Бароній солгалъ на Евсевія, а также
и оболгалъ меня мой собесѣдникъ, что я будто бы сдѣлалъ какой-то под¬
логъ. Я выяснилъ суть дѣла. Теперь судите сами, достопочтенные слу¬
шатели. Откуда беретъ Бароній, я у Евсевія читалъ (книга 7). Честенъ ли
мой собесѣдникъ въ этомъ отношеніи? Полагаю, дорогая публика
пойметъ и дастъ свою оцѣнку. Пойду дальше по слѣдамъ моего
собесѣдника. Августинъ говоритъ, что крестить еретиковъ безразлично,
это беззаконно, какъ вы сказали. Развѣ Августинъ повелѣлъ принимать
еретиковъ безъ различія, а развѣ Діонисій, епископъ александрійскій, не
повелѣлъ крестить всѣхъ еретиковъ безъ различія. Ошибаетесь вы, не то
направленіе взяли. Ваши доказательства, какъ стрѣлы не достигаютъ
цѣли и ломаются при самомъ спускѣ съ вашей тетивы. Рѣчь не о томъ,
что будто бы Августинъ не соглашался крестить всѣхъ еретиковъ, что