Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 107 — ными моимъ собесѣдникомъ доказательства, я сослался на историка Ба-
ронія, у котораго сказано, что священномученикъ Кипріанъ покаялся въ
томъ, что онъ держался мнѣнія о перекрещиваніи всѣхъ. Уважаемый со¬
бесѣдникъ начинаетъ возражать и говорить намъ: «собесѣдникъ сослался
на Баронія, но Бароній вѣдь взялъ изъ Евсевія», и принялся читать, и
цѣлыхъ 10 минутъ читалъ, изъ Евсевія. На самомъ дѣлѣ, тамъ ничего къ
дѣлу не относится, а главное то, что мой почтенный собесѣдникъ, намѣ¬
ренно или ненамѣренно, сдѣлалъ подлогъ какъ вчера были у него под¬
логи, такъ и сегодня. Я читалъ въ Бароній листъ 161 оборотъ слѣдующее: .„Пишетъ Якг&тинъ (о І^ЕЦІЕНТи противъ донатистокъ КНИГА
КТОрАА„ ГАДКА 4 Н ЕПНСТОЛІА 48)* АКО ЛШО3Н ЕПНСКОПИ КО ЯфрН
(его (КАТдго Кипріана о крещеній оучЕНІА не по^кдлнііід„ н о гамомъ НМАТЬ НАДЕЖД#., АКО П&ЕЖДЕ СМЕРТИ О (ЕМЪ ПОКЛАСА^. (Л'іто Господне 258, чнг. 8). Это,—говоритъ,—Бароній взялъ изъ Евсевія. Нѣтъ, уважаемый со¬
бесѣдникъ, вы посмотрите хорошенько: въ книгѣ Баронія пишется о кре¬
щеніи донатистовъ со словъ блаженнаго Августина, это великій учитель
Церкви, ученіе его принято Церковью, и Бароній-лѣтописецъ взялъ у
него данныя о томъ, что Кипріанъ покаялся. Какъ же самъ блаженный Августинъ относился къ крещенію ере-
тиковъ-донатистовъ и какъ онъ считалъ тѣхъ, которые повторяютъ это
крещеніе еретиковъ? Изъ книги «Жизнь и творенія бл. Августина» (стр.
89) читаемъ слѣдующее: «Отсюда слѣдуетъ, что повтореніе кре¬
щенія надъ еретиками и раскольниками беззакон-
н о, если только таинство сіе совершено надъ ними правильно, т.-е. во имя
Отца и Сына и Святаго Духа (о крещеніи, кн. 2, гл. и, 15). Вотъ блаж. Августинъ какъ свидѣтельствуетъ противъ безразлич¬
наго перекрещиванія: это, говоритъ, «беззаконно» повторять правильно
совершенное крещеніе еретиковъ. Затѣмъ, читаетъ Евсевія -«Церковную Исторію», гдѣ сдѣлана ссылка
на Діонисія, будто и Діонисій высказывался въ томъ смыслѣ, что ерети¬
ковъ перекрещивать можно. Мы имѣемъ подъ руками: Творенія св. Діо¬
нисія, епископа Александрійскаго» (стр. 58). Въ «письмѣ къ Діонисію
и къ Стефану, пресвитеру римской церкви», св. Діонисій пишетъ слѣдую¬
щее: «Тѣхъ, которые крещены во имя трехъ лицъ: Отца и Сына, и Свя¬
таго Духа, не слѣдуетъ перекрещивать, хотя бы они