Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/99"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
именем природы, а не благодати. Называются они и
плотью, потому что оставили дух, и по оставлении были,
в свою очередь, оставлены Духом. Семьдесят толковников
также называют их и ангелами Божиими, и сынами
Божиими; что, впрочем, встречается не во всех кодексах,
а в некоторых они называются только сынами Божиими.
Аквила же, которого, как переводчика, иудеи ставят выше
остальных, называет их в своем переводе не ангелами
Божиими и не сынами Божиими, а сынами богов. И то
и другое, впрочем, верно. Они действительно были и
сынами Бога, под отеческою властью Которого были
братьями своих отцов; и сынами богов, потому что были
рождены богами, с которыми вместе и сами были богами,
согласно известному изречению псалма: "Я сказал: вы —
боги, и сыны Всевышнего — все вы" (Пс. LXXXI, 6).
Но не без основания полагают, что Семьдесят толковников
получили пророческий дух, так что, если они властью его
что-либо изменили и сказали иначе, чем это было в
книгах, которые они переводили, то это, несомненно,
сказано ими по божественному внушению; хотя бы на
еврейском языке оно было выражено и двусмысленно, так
что могло быть переведено и сыны Бога, и сыны богов.
Мы опустим басни тех писаний, которые называются
апокрифами, потому что их темное происхождение не
было известно отцам, от которых путем вполне верного
и несомненного преемства подлинный текст истинных
писаний дошел и до нашего времени. Хотя в этих апо­
крифах и встречается кое-что истинное, но по причине
множества лжи за ними не признается никакого канони­
ческого авторитета. Нельзя, впрочем, отрицать, что Енох,
седьмой от Адама, написал нечто божественное; об этом
говорит в соборном послании апостол Иуда. Но написан­
ного им не находится в том каноне Писаний, который
сохранился в храме еврейского народа заботливостью пре-
емствовавших друг другу священников: очевидно, что по
причине древности достоверность этого (писания) была
признана подозрительной и нельзя было уяснить, было
ли это именно то, что он писал, ибо в данном случае
99