Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали
их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не
вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; пото­
му что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины, особенно же с того
времени, как сыны Божий стали вхоДить к дочерям
человеческим, и они стали рождать им. Это сильные,
издревле славные люди" (Быт. VI, 1 — 4).
Эти слова божественной книги достаточно ясно пока­
зывают, что гиганты были уже на земле в то время, когда
сыны Божий стали брать себе в жены дочерей человеческих,
потому что полюбили их за их красоту. Продолжали
рождаться гиганты, впрочем, и после того, как это слу­
чилось. Ибо так сказано: "В то время были на земле
исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий
стали входить к дочерям человеческим". Следовательно,
они были и до этого времени, и после. Выражение же:
"И они стали рождать им", недвусмысленно указывает,
что сыны Божий, прежде чем пали таким образом, рождали
Богу, а не себе: т. е. не вследствие господства над ними
половой страсти, а выполняя обязанности деторождения;
рождали не семью — предмет собственной гордости, а
граждан града Божия, которым потом, как ангелы Божий,
возвещали, чтобы они возлагали свою надежду на Бога,
подобно тому, который был рожден от Сифа, сыну вос­
кресения, уповавшему призывать имя Господа Бога. В
силу этого упования они были своим потомкам сонас­
ледниками вечных благ и братьями своих сыновей под
властью одного Отца — Бога.
Что они не были ангелами так, чтобы не быть людьми,
как думают некоторые, но что, несомненно, были людьми,
об этом ясно говорит само Писание. Ибо после пред­
варительных слов: "Сыны Божий увидели дочерей чело­
веческих, что они красивы, и брали их себе в жены,
какую кто избрал", тотчас же прибавлено: "И сказал
Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым
человеками; потому что они плоть". Благодаря Духу Божию
они были ангелами Божиими и сынами Божиими; но
когда уклонились к худшему, стали называться людьми,
98