Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/97"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
го, могут ли какие-либо духи, имеющие тела из воздушной
стихии (ибо и эта стихия, когда приводится в движение
опахалом, подлежит чувству и телесному осязанию), испы­
тывать такого рода похоть, чтобы вступать так или иначе
в связь с женщинами, ощутительную для последних. Но
что касается святых ангелов Божиих, то я никогда не
поверю, чтобы они могли в то время так пасть. Апостол
Петр не о них говорил: "Бог ангелов согрешивших не
пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти
на суд для наказания" (II Пет. II, 4), а скорее о тех,
которые с самого начала, отступив от Бога, пали вместе
со своим главою, диаволом, из зависти змеиною хитростью
низвергшим первого человека. Ангелами же назывались и
люди Божий, как свидетельствует о том с полной ясностью
то же священное Писание. Ибо и об Иоанне написано:
"Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который
приготовит путь Твой пред Тобою" (Марк. I, 2). И пророк
Малахия вследствие некоторой исключительной, т. е. ему
лично усвоенной благодати, назван ангелом (Мал. II, 7).
Но некоторых озадачивает то обстоятельство, что от
этих так называемых ангелов Божиих и от жен, которых
они полюбили, родились люди как бы не нашего рода,
а гиганты. Как-будто человеческие тела, по размерам своим
далеко превосходящие нашу меру, не рождаются, как я
уже говорил выше, и в наши времена. Разве несколько
лет тому назад, незадолго перед опустошением Рима,
произведенным готами, не жила в Риме с отцом и матерью
женщина, которая в своем роде гигантским телом далеко
превосходила других? Чтобы посмотреть на нее, отовсюду
стекалось множество народа. А что особенно возбуждало
удивление, так это то, что родители ее не были даже
такого высокого роста, какой мы привыкли считать самым
высоким. Гиганты, поэтому, могли рождаться и прежде,
чем сыны Божий, которые называются и ангелами Божи-
ими, смешались с дочерьми человеческими, т. е . с дочерьми
живущих по человеку; т. е. сыны Сифа с дочерьми Каина.
Ибо так говорит и каноническое Писание, в котором мы
это читаем. Вот его слова: "Когда люди начали умножаться
на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божий
97