Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ловеческих. Двумя именами этими достаточно различаются
оба града. И они были сынами человеческими по природе,
но получили другое имя по благодати. Ибо в том же
Писании, где говорится, что сыны Божий полюбили до­
черей человеческих, они же называются и ангелами Божи-
ими. Поэтому многие думают, что это фыли не люди, а
ангелы.
Глава XXIII
Мы оставили нерешенным упомянутый мимоходом в
третьей книге этого сочинения вопрос: могли ли ангелы,
как духи, вступать в телесное совокупление с женщинами?
В Писании говорится: "Ты творишь ангелами Твоими
духов" (Пс. ОН, 4), т. е . тех, которые по природе суть
духи, Он творит своими ангелами, возлагая на них обя­
занности вестников. Ибо греческое слово аууеХоС, выго­
вариваемое с латинским окончанием angelus, в переводе
на латинский язык значит вестник. Но упоминаются ли
вслед за тем тела их, когда говорится: "Служителями
Твоими — огонь пылающий", или же имеется в виду,
что слуги Его должны пылать любовью, как бы духовным
огнем, — об этом можно думать и так, и иначе. А что
ангелы являлись людям в таких телах, что их можно было
не только видеть, но и касаться, об этом свидетельствует
Писание с полной несомненностью. Существует весьма
распространенная молва, и многие утверждают, что испы­
тали сами или слышали от тех, которые испытали и в
правдивости которых нельзя сомневаться, что сильваны и
фавны, которых в просторечии называют инкубами, часто
являются сладострастникам и стремятся вступать и вступают
с ними в связь; очень многие, и притом такие, что
сомневаться в сказанном ими не приходится, также уве­
ряют, будто некоторые демоны, которых галлы называют
дузиями, весьма склонны к этой нечистоте и постоянно
ей предаются.
Тем не менее, на основании этого я не решусь дать
какого-нибудь определенного заключения относительно то-
96