Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/94"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Итак, охарактеризовав два града: один, как живущий
действительностью этого века, другой — надеждою на
Бога, но оба вышедшие из одной общей двери смертности,
которая открылась в Адаме, чтобы стремиться к различному,
каждому из них свойственному и должному концу, писатель
начинает исчисление времен. При этом *он переходит к
другим поколениям, но сначала повторяет сказанное им
прежде об Адаме, из осужденного потомства которого, как
бы из одной массы, преданной заслуженному наказанию,
Бог сотворил одни сосуды гнева не в честь, другие же
сосуды в честь; тем воздавая должное в наказании, этим
даруя недолжное по благодати так, чтобы по самому
сравнению с сосудами гнева Божия вышний, странству­
ющий на земле град мог научиться, что не должно
полагаться на свободу собственной воли, но уповать при­
зывать имя Господа Бога. Ибо свободная воля, хотя по
природе сотворена доброю добрым Богом, но сотворена
изменяемою Неизменяемым; потому что сотворена из ни­
чего. Она поэтому и может отклоняться от добра, чтобы
творить зло, которое зависит от свободного произвола;
равно и отклоняться от зла, чтобы творить добро, которое
не совершается без божественной помощи.
Глава XXII
В силу этого-то свободного произвола воли, с посте­
пенным движением вперед и размножением человеческого
рода, произошло слияние, а вследствие соучастия в не­
честии — и некоторое смешение того и другого градов.
И на этот раз зло имело свою причину в женском поле:
но не так, как в начале. В это время жены склонили
мужей к греху не вследствие того, что сами были оболь­
щены чьим-либо обманом; но с самого начала испорчен­
ные нравственно в земном граде, т. е . в обществе сынов
земли, они возбудили к себе любовь в сынах Божиих,
т. е . в гражданах другого, странствующего в этом веке
града, своею телесной красотой. Хотя красота эта и есть
94