Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
грехах, указывая на козлов, имеющих стать ошуюю. Вы­
ражая это власяницею, мы в самоуничижении как бы
говорим словами псалма: "Грех мой всегда предо мною"
(Пс. L, 5). Итак, преступное потомство от Адама через
Каина оканчивается числом одиннадцать, обозначающим
грех; и самое число это заключается женщиною, пол
которой положил начало греху, из-за которого мы все
умираем. Совершился же грех, чтобы повлечь за собою и
похоть плоти, противоборствующую духу. Ибо и сама дочь
Ламеха, Ноема, в переводе значит "похоть".
В потомстве же Адамовом через Сифа до Ноя указы­
вается десятичное число, выражающее закон. К этому
числу присоединяются три сына Ноя; когда же затем один
из них пал, получили благословение от отца двое; так что
по исключении одного нечестивого и добавления к общему
числу благочестивых сыновей, образовалось число двенад­
цать, сделавшееся знаменательным по числу патриархов и
апостолов, как представляющее собою части числа семь,
помноженные одна на другую. Ибо трижды четыре или
четырежды три дают это число. Покончив на этом с
вопросом, считаю нужным рассмотреть и напомнить то,
каким образом эти два племени, которые в различных
поколениях своих выразили собою два града, один —
земнородных, а другой — возрожденных, — каким образом
они впоследствии смешались и слились так, что весь род
человеческий, за исключением восьми человек, заслужил
быть уничтоженным потопом.
Глава XXI
Но прежде всего обратим внимание на следующее.
Когда перечисляются поколения, происшедшие от Каина,
то после того, как был упомянут прежде других его
потомков тот, во имя которого был основан град, т. е .
Енох, присоединяются и остальные до того конца, о
котором я говорил, т. е. до того времени, когда весь этот
род и все потомство было уничтожено потопом. Когда же
из потомков Сифа был упомянут один Енос, то, прежде
92