Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
место своих отцов перворожденные; могли наследовать те,
которые оказывались более заслуживающими царствования
по доблести, полезной для земного града, или на кого
указывал известный жребий; или же, по некоторому закону
о наследовании, заступал место своего отца преимущест­
венно тот, кого отец любил более других сыновей. Потоп
же мог случиться во время жизни и царствования самого
Ламеха и застать его, чтобы погубить и его со всеми
другими людьми, кроме тех, которые были в ковчеге. Если
предположить, что этих людей разделяло различное по
величине количество лет, нечего будет удивляться тому,
что по прошествии такого большого количества времени
от Адама до потопа в том и другом потомстве оказалось
не одинаковое число поколений, но в потомстве Каина

семь, а Сифа — десять; ибо Ламех, как я уже сказал,
был седьмым от Адама, а Ной — десятым. Поэтому же
упомянут не один сын Ламеха, как в предшествующих
поколениях, а многие; неизвестно было, кто наследовал
бы ему после его смерти, если бы между ним и потопом
оставался еще какой-нибудь промежуток времени для цар­
ствования.
Но как бы там ни было, ведется ли ряд поколений
Каина через перворожденных, или через царей, я ни в
коем случае не нахожу возможным умолчать о том обсто­
ятельстве, что после Ламеха, который оказался седьмым
от Адама, перечислено столько его детей, сколько нужно
было для пополнения числа одиннадцать, обозначающего
грех. Ибо добавляется три сына и одна дочь. Жены же
могут обозначать что-либо другое, а не то, на что теперь
считаем нужным обратить внимание. В данном случае речь
идет о поколениях; а от кого они произошли, Писание
умалчивает. Итак, поелику закон возвещается десятичным
числом, — откуда и получилось знаменитое Десятисловие:
то число одиннадцать, поскольку оно преступает число
десять, обозначает собою преступление закона, и потому

грех. Поэтому-то в скинии, которая была как бы
подвижным храмом на время путешествия Божьего народа,
было велено сделать одиннадцать завес из козьей шерсти
(Исх. XXVI, 7). Ибо власяница служит напоминанием о
91