Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/90"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ющихся до потопа, потомство Каина могло уклоняться от
рождения?
Тот, кто серьезно задумывается над этим, пусть при­
помнит, что когда я ставил вопрос, как нужно думать
относительно того, что древние люди могли не рождать
детей так много лет, то вопрос этот решался двумя
способами: или тем, что в соответствии со столь долгой
жизнью являлась поздняя возмужалость; или же тем, что
дети, упоминаемые в ряду поколений, не были перворож­
денными, а теми, через которых автор этой книги мог
дойти до того, до кого имел в виду дойти, как дошел до
Ноя в поколениях Сифа. Так как в поколениях Каина не
было такого лица, которое автор должен бы был иметь в
виду, чтобы, опуская первородных, дойти до него через
тех, которые упомянуты, то остается предполагать позднюю
возмужалость, т. е., что лишь прожив более ста лет люди
делались взрослыми и способными к рождению детей.
При последнем предположении порядок поколений через
первородных согласуется с упомянутым количеством лет
до потопа. Но возможно, что по какой-нибудь особой
причине, которая от меня сокрыта, этот град, который
мы называем земным, характеризуется рядом поколений,
доходящих только до Ламеха и его сыновей; а затем
писатель книги уже перестает упоминать остальные поко­
ления, которые могли быть до потопа.
Может быть и такая причина, по которой ряд поколений
не был веден через перворожденных (причем уже не будет
необходимости предполагать в этих людях столь поздней
возмужалости): град, основанный Каином во имя его сына,
Еноха, мог широко распространить и долго удерживать
свою власть, но иметь при этом весьма немногих царей,
а по одному в известное время, которых царствовавшие
рождали в качестве преемников себе. Первым из этих
царей мог быть сам Каин; вторым — сын его Енох, в
честь которого был основан город, в котором он царствовал;
третьим Ирад, сын Еноха; четвертым Мехиаель, сын Ирада;
пятым Мафусал, сын Мехиаеля; шестым Ламех, сын Ма-
фусала, но седьмым от Адама через Каина. При этом нет
необходимости предполагать, что в управлении заступали
90