Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
быть хорошо только от Бога, Которого, греша, он оставляет,
а не от самого себя, живя по которому он грешит?
Итак, сказанное нами, что образовались два различные
и противоположные друг другу града потому, что одни
стали жить по плоти, а другие по духу, может быть
выражено и так, что образовались два града потому, что
одни живут по человеку, а другие по Богу. Ибо апостол
в послании к Коринфянам весьма ясно говорит: "Если
между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские
ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (I
Кор. III, 3). Поступать по человеческому значит быть
плотским, под плотью же, т. е. под частью человека,
разумеется весь человек. Выше он называет тех же самых
душевными, кого потом называет плотскими. Он говорит:
"Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа
человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не
знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира
сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными
словами, но изученными от Духа Святого, соображая
духовное с духовным. Душевный же человек не принимает
того, что от Духа Божия, потому что он почитает это
безумием" (I Кор. II, II — 14). Таким, т. е . душевным,
он и говорит потом: "Я не мог говорить с вами, братия,
как с духовными, но как с плотскими" (I Кор. III, 1).
И это выражение имеет тот же смысл, перенесенный с
части на целое. Ибо и именем души, как и именем плоти,
которые суть части человека, может обозначаться и целое,
т. е . человек.
Таким образом, не одно дело — человек душевный, и
совсем иное — плотский; но и тот и другой суть один
и тот же, т. е. человек, живущий по человеку. Таким же
образом подразумеваются люди и в том случае, когда
говорится: "Делами закона не оправдается пред Ним
никакая плоть" (Рим. III, 20); и в том, когда сказано:
"Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семь­
десят" (Быт. XLVI, 27). Как там под плотью разумеется
человек, так и здесь под семьюдесятью душами разумеются
семьдесят человек. Равным образом, и выражение: "не от
9