Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
было довести до потопа, тем более, что возраст, предшес­
твовавший возмужалости, не был настолько продолжителен,
чтобы люди не могли рождать детей в продолжение ста
и более лет? Ведь если автор этой книги не имел в виду
известного лица, до которого ему необходимо было довести
ряд этих поколений, как при перечислении поколений,
происшедших от Сифа, имел в виду дойти до Ноя, от
которого, в свою очередь, последовал ряд поколений,
необходимый для его целей: то какая была нужда про­
пускать перворожденных сыновей, чтобы дойти до Ламеха,
на сыновьях которого, т. е. на восьмом поколением от
Адама и на седьмом от Каина, кончается этот ряд поко­
лений? Разве было что-нибудь, начав с чего можно было
бы дойти или до Израильского народа, в котором земной
Иерусалим послужил пророческим прообразом небесного
града, или до Христа по плоти, Который, "сущий над
всем Бог, благословенный во веки" (Рим. IX, 5), есть
Создатель и Правитель небесного Иерусалима; когда все
потомство Каина было уничтожено потопом? Можно, поэ­
тому, заключить, что в этом ряду поколений упомянуты
были перворожденные.
Почему же в таком случае их так мало? Ведь не могло
же их быть столько до потопа, если отцы не уклонялись
до столетнего возраста от обязанности рождения детей и
если возмужалость не являлась поздно, соразмерно с
долголетием тогдашней жизни. Пусть они имели полных
тридцать лет, когда начинали рождать детей; тридцать,
взятое восемь раз (ибо было восемь поколений, считая
Адама и тех, которые рождались от Ламеха), составит
двести сорок лет: неужели в оставшееся затем до потопа
время они уже не рождали? Какая же была бы в таком
случае причина, по которой писавший это не захотел
упомянуть последующие поколения? Ведь от Адама до
потопа по нашим кодексам насчитывается две тысячи
двести шестьдесят два года, а по еврейским — тысяча
шестьсот пятьдесят шесть. Если мы примем это меньшее
число за более вероятное и вычтем из тысячи шестисот
пятидесяти шести двести сорок, то разве возможно, чтобы
в продолжение тысячи четырехсот с лишком лет, оста-
89