Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/88"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XX
Кто-нибудь скажет: "Если писавший эту историю, упо­
миная поколения, происшедшие от Адама через сына его
Сифа, имел в виду дойти посредством их до Ноя, при
котором произошел потоп; а от Ноя, представив новый
ряд поколений, дойти до Авраама, от которого евангелист
Матфей начинает перечисление поколений, доводящих до
Христа, вечного Царя града Божия: то какие были наме­
рения его в отношении к поколениям Каина, до кого или
чего он хотел их довести?" Отвечаем: до потопа, которым
уничтожен был весь этот род земного града, но потом
восстановился от сыновей Ноя. Ведь не мог же не су­
ществовать этот земной град и это общество людей,
живущих по человеку до конца этого века, о котором
Господь говорит: "Чада века сего женятся и выходят
замуж" (Лук. XX, 34), рождаются и рождают. Воздержание
же приводит странствующий в этом веке град Божий к
другому веку, сыны которого не рождаются и не рождают.
Ибо в этом веке рождать и рождаться свойственно и тому
и другому граду. Хотя град Божий имеет и здесь многие
тысячи фаждан, воздерживающихся от деторождения, но
по некоторому подражанию имеет таких же, хотя и на­
ходящихся в заблуждении, и тот град. Ибо к последнему
(земному) граду принадлежат и те, которые, уклонившись
от этой веры, создали различные ереси; по человеку они
живут, а не по Богу. И индийские гимнософисты, которые
в пустынях Индии предаются философским упражнениям
нагими, суть граждане этого града, но они при этом
воздерживаются от рождения детей. Воздержание это не
есть благо, если оно происходит не по вере в высшее
Благо, Которое есть Бог. До потопа, однако же, мы не
встречаем никого, кто поступал бы так. Сам Енох, седьмой
от Адама, о котором говорится, что он не умер, а взят,
прежде чем взял его Бог, родил дочерей и сыновей, в
числе которых был и Мафусал, вошедший в ряд упомина­
емых поколений.
Но почему же в поколениях, происшедших от Каина,
упоминается так мало преемств, коль скоро их нужно
88