Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
самого себя, если хочет быть гражданином другого града,

не того, который посвящается для выгод сына Каинова
в настоящее время, т. е. в гибнущее течение этого смертного
века, а того, посвящение которого совершится в будущем
бессмертии вечного блаженства.
Глава XIX
Ибо и то потомство, отцом которого был Сиф, имеет
имя посвящения в седьмом поколении от Адама, включая
сюда и самого Адама. Седьмым от него был рожден Енох,
имя которого значит "посвящение". Этот Енох был взят
Богом, потому что угодил Ему, и в порядке поколений
занимал знаменательное число, под которым освящена
суббота, т. е. седьмое от Адама. Считая же от родона­
чальника тех поколений, которые отличаются от потомства
Каина, т. е . считая от Сифа, он был шестым: в такой
по счету день был создан человек, и Бог совершил все
дела свои. Взятием на небо этого Еноха была прообразована
отстрочка нашего посвящения. Посвящение это уже со­
вершилось в лице Христа, Главы нашей, Который воскрес
так, что больше уже не умирал, и Сам был взят на небо:
тем не менее, ожидается другое посвящение всего дома,
основанием которого служит Христос; последнее отложено
к концу, когда все воскреснут и больше уже не умрут.
Будет ли сказано: дом Божий, или храм Божий, или же
град Божий, — это все равно, и во всяком случае не
противоречит свойству латинского языка. Ибо и Вергилий
называет властолюбивейший град домом Ассарака, разумея
под этим именем римлян, которые ведут свое происхож­
дение от Ассарака через троянцев; и их же называет домом
Энея: потому что пришедшие под его предводительством
в Италию троянцы основали Рим*. Поэт подражал на этот
раз священному Писанию, в котором домом Иакова на­
зывается многочисленный народ еврейский.
* Virg. Acncid. I, v. 284; III, v. 97.
87