Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
до которого они доводятся, последняя родившаяся женщина
названа по имени. Место это читается так: "Мафусал
родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены; имя одной:
Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был
отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал:
он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла
также родила Тувал каина, который был ковачем всех
орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема"
(Быт. IV, 18 — 22).
Этим заканчиваются поколения Каина, которых от
Адама было всего восемь, включая и Адама, т. е. семь
поколений до Ламеха, имевшего двух жен, а восьмое
поколение составляли его дети, в числе которых упомина­
ется и женщина. Этим превосходно обозначено, что земной
град до самого конца своего будет иметь плотские рождения,
происходящие от соединения мужей и жен. Поэтому же
называются собственными именами и жены этого человека,
который упоминается в этом месте, как последний отец;
чего, за исключением Евы, нигде не встречается до потопа.
Итак, Каин, имя которого означает "владение", основатель
земного града, и сын его, во имя которого град был
основан, Енох, т. е. "посвящение", — указывают на то,
что этот град имеет и начало земное, и конец земной; и
что в нем не стремятся ни к чему сверх того, что может
представлять собою настоящий век. Противопоставляя ему
Сифа, имя которого значит "воскресение" и который
выставляется отцом поколений, перечисляемых отдельно,
мы должны рассмотреть теперь, что говорит о его сыне
священная история.
Глава XVIII
"У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя:
Енос; тогда начали призывать имя Господа"* (Быт. IV,
26). Свидетельство истины как нельзя более очевидно.
* У Августина читаем не "тогда начали призывать имя Господа",
а "сей (т. с . Енос) уповал призывать имя Господа Бога".
85