Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
двух родственников. Поэтому, когда кто-либо имеет отца
и тестя в отдельных лицах, родственная любовь обнимает
большее количество лиц. Но Адам вынужден был одно­
временно быть и тем и другим для своих сынов и дочерей;
потому что тогда соединялись браком братья и сестры.
Равным образом и Ева, его жена, была для своих дочерей
и сынов и тещей, и матерью; а будь две женщины, одна
тещей, а другая матерью, родственная любовь бы от этого
расширилась. И сама сестра, бывшая в то же самое время
женою, совмещала в себе одной две степени родства; а
будь эти два родства распределены между отдельными
лицами так, чтобы одна была сестрою, а другая женой,
родственные узы обнимали бы большее число людей. Но
для этого не было возможности тогда, когда от первых
двух людей других людей не было, кроме братьев и сестер.
Так, однако же, должно было стать, когда это сделалось
возможным, т. е . когда уже существовало достаточное
количество лиц, чтобы брать из числа их жен, которые
уже не были бы сестрами; когда не только не было
никакой необходимости для того, чтобы это делалось, но
даже, если бы это и делалось, то было бы противно
естественному закону.
Ведь если бы и внуки первых людей, которые могли
уже брать в жены своих двоюродных сестер, соединялись
браком с родными сестрами, то и в таком случае в одном
лице соединялись бы уже не два, а три родства, которые
должны были бы распределиться между различными отдель­
ными лицами, чтобы соединить между собою общей род­
ственной любовью большее число людей. Ибо один и тот
же человек был бы для своих детей, т. е. соединенных
супружеством брата и сестры, и отцом, и тестем, и дядей;
также и жена его была бы для этих детей и матерью, и
теткой, и тещей; дети же их были бы друг для друга не
только братьями и супругами, но и двоюродными братом
и сестрой, потому что были детьми родных брата и сестры.
А между тем, все эти виды родства, которые с одним
человеком соединяли трех, если бы были распределены
между отдельными лицами, соединили бы с ним девять
человек, так что один и тот же человек имел бы одну
81