Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Авраама, дойти до Давида, говорит: "Авраам родил Исаака"
(Мф. I, 2 и далее). Почему же он не упомянул Измаила,
которого Авраам родил прежде (Исаака)? "Исаак родил
Иакова", продолжает он. Почему он не назвал Исава,
который был первенцем Исаака? Да потому, конечно, что
через них он не мог бы дойти до Давида. Далее следует:
"Иаков родил Иуду и братьев его". Разв£ Иуда был его
первенцем? "Иуда родил Фареса и Зару".
И из этих
близнецов ни один не был первенцем Иуды, ибо до них
он уже родил троих. Итак, он ввел в родословную линию
тех, через кого мог дойти до Давида, а от него до Того,
до Кого хотел дойти. Отсюда можно понять, что и из
первых людей до потопа упоминаются не перворожденные,
а те, через которых последовательный ряд поколений
доводил до патриарха Ноя; так что нас не должен затруднять
темный и праздный вопрос о поздней возмужалости этих
людей.
Глава XVI
Итак, когда род человеческий после первого союза
мужа, созданного из праха, и жены, сотворенной из ребра
мужа, имел нужду в соединении мужского пола с женским,
чтобы умножаться посредством рождения; а других людей,
кроме рожденных от первых двух, не было: то мужья
должны были брать себе в жены своих сестер. Насколько
это было отличительной чертою древнейшего времени
вследствие необходимости, настолько сделалось предосу­
дительным после, вследствие запрета со стороны религии.
Ибо было справедливо принято уважение к тому свойству
любви, по которому людей, коим полезно и прилично
взаимное согласие, стали взаимно связывать узами раз­
личного родства; чтобы один человек не мог иметь в лице
другого многих родственников сразу, но чтобы каждая
степень родства заключалась в отдельном лице; и чтобы,
таким образом, возможно большее число видов родства
теснее соединяло для общественной жизни возможно боль­
шее количество лиц. Отец и тесть, например, суть названия
80