Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/79"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Если имена остальных детей умолчаны и сказано только,
что "родил он сынов и дочерей" (Быт. V, 4), то кто,
желающий избежать обвинения в безрассудстве, решится
утверждать, которым потомком его по счету был Сиф?
Ибо Адам по божественному внушению мог сказать, когда
родился Сиф: "Бог положил мне другое семя, вместо
Авеля, которого убил Каин" потому, что тому предстояло
быть таким, что он должен был заменить Авеля по своей
святости, а не потому, что он родился первым по порядку
после Авеля.
Далее, кто, как не только самый безрассудный, на
основании слов Писания: "Сиф жил двести пять лет (или,
по еврейским кодексам, сто пять), и родил Еноса" (Быт.
V, 6), станет утверждать, что Енос был перворожденным
у Сифа? В таком случае не без справедливого удивления
мы должны спросить себя, каким образом он в течение
стольких лет оставался вне супружеского сожительства, не
имея намерения воздерживаться от брака, или, состоя в
браке, не рождал; когда и о нем в свою очередь говорится:
"И родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было
девятьсот двенадцать лет; и он умер" (Быт. V, 7, 8). Когда
и затем упоминаются лета того или иного лица, то также
говорится, что он родил сынов и дочерей. Но из этого
еще вовсе не следует, что перворожденным был тот сын,
имя которого упоминается; напротив, как невероятно,
чтобы отцы их были столь продолжительное время невоз-
мужавшими и не имели жен и детей, равно невероятно
и то, чтобы упоминаемые сыновья родились у них первыми.
Так как писатель священной истории имел своей задачей,
обозначая времена через последовательный ряд поколений,
дойти до происхождения и жизни Ноя, при котором
совершился потоп, то и упоминал он не тех, которые
были первыми у своих родителей, а тех, которые вошли
в этот последовательный ряд поколений.
Чтобы это было яснее, я приведу в качестве примера
нечто такое, из чего каждый увидит полную возможность
того, о чем я говорю. Евангелист Матфей, желая сообщить
о происхождении Господа по плоти в родословной линии,
и поставив себе целью прежде всего, начав с праотца
79