Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
нейшего града, странствующего в этом мире и стремящегося
к вышнему отечеству. Нельзя отрицать лишь одного: что
Каин родился первым от соединения мужа и жены. По
рождении его Ева* не сказала бы: "Приобрела я человека
от Господа" (Быт. IV, 1), если бы этот человек не был
присоединен первым к ним двум. Следовавший за ним
Авель, убитый своим братом и послуживсйий некоторым
прообразом странствующего града Божия, первый показал,
что град этот будет терпеть несправедливые преследования
со стороны нечестивых и, так сказать, земнородных, т. е.
привязанных к происходящему от земли и радующихся
земному счастью земного града. Но скольких лет был
Адам, когда родил их, неизвестно.
Затем располагаются по порядку, с одной стороны,
поколения Каина, с другой, поколения рожденного Адамом
вместо убитого братом, которого Адам назвал Сифом, (а
Ева сказала при этом)** по словам Писания: "Бог положил
мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин" (Быт.
IV, 25). Когда потом эти два ряда поколений, один —
Сифовых, другой — Каиновых, входят каждое особым
порядком в состав этих двух градов, о которых мы
рассуждаем: одного небесного, странствующего на земле,
другого земного, стремящегося и привязывающегося к
радостям земным, —то при исчислении потомства Каинова
от Адама до восьмого поколения не упоминается ни об
одном, скольких он был лет, когда родил того сына, о
котором после него говорится. Не хотел Дух Божий
обозначать времена в поколениях земного града до потопа,
но предпочел делать это в поколениях (града) небесного,
так как они более заслуживали памяти. Когда, далее,
родился Сиф, показаны были годы отца его, хотя он уже
родил до того других детей. Кто, однако же, решится
утверждать, что он родил только Каина и Авеля? Из того,
что только они одни названы в порядке поколений, о
которых нужно было упомянуть, вовсе не следует, что
только они одни и были рождены в то время от Адама.
* Согласно Августину, это сказал Адам.
*
ф И эти слова, по мнению Августина, произносит Адам.
78