Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
для этого предоставляется всякому желающему. Но это не
значит, что кому-нибудь дозволено исправлять по еврей­
ским кодексам Семьдесят толковников во многом, в чем
они несогласны с теми кодексами. Это различие не есть
так называемая погрешность, и я думаю, что его никоим
образом не следует считать таковою. Но в тех случаях,
где нет ошибки переписчика и где есть смысл, согласный
с истиной и предвозвещающий ее, в тех случаях надо
полагать, что они говорили иначе, чем в еврейских кодексах,
не как переводчики, а с той свободой, которая свойственна
пророкам. Поэтому и апостолы, когда приводят свиде­
тельства из Писаний, пользуются не только еврейскими
кодексами, но и их переводами. Но об этом я обещал
поговорить подробнее, если поможет Бог, в более удобном
месте; теперь же перейду к тому, что стоит на очереди.
Итак, не следует сомневаться, что один человек, который
был рожден первым от первого человека, живя так долго,
мог основать град, — земной, конечно, а не тот, который
называется градом Божиим, ради описания которого мы
и предприняли настоящий труд.
Глава XV
Кто-нибудь скажет: "Так ли это нужно понимать, что
человек, который по природе своей должен был рождать
детей и при этом не давал себе обета воздержания, не
вступал в брачное сожительство до ста и более лет, или,
согласно еврейским кодексам, немногим менее; или, если
и вступал, то не в состоянии был рождать детей?" Этот
вопрос разрешается двумя способами. Или возмужалость
являлась настолько позже, насколько большей была про­
должительность всей жизни; или же, что кажется мне
более вероятным, в данном случае упомянуты не перво­
рожденные сыновья, а только те, которых требовал порядок
преемственности, чтобы дойти до Ноя, как сделан был
потом от него переход к Аврааму, а затем до известного
момента времени, насколько то было нужно, чтобы указать
при помощи упомянутых поколений продолжение слав-
77