Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/75"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
подобным образом, или каким-либо иным, я нисколько
не сомневаюсь, что в тех случаях, когда имеется различие
между теми и другими кодексами, и когда, притом, пока­
зания тех и других вместе не могут иметь исторической
достоверности, следует доверять более тому языку, с ко­
торого был сделан толковниками перевод на другой язык.
Ибо даже по некоторым трем греческим, одному латинскому
и одному сирийскому кодексам, согласными между собою,
оказывается, что Мафусал умер за шесть лет до потопа.
Глава XIV
Теперь посмотрим, каким образом можно с очевидно­
стью доказать, что года, насчитанные в продолжительной
жизни тех людей, были вовсе не настолько коротки, чтобы
десять их составляли один наш, а были столь же про­
должительными, как и наши, образуемые круговым обра­
щением солнца. На шестисотом году жизни Ноя, по словам
Писания, произошел потоп. Если те года были такими
короткими, что десять их составляют наш один, т. е .
каждый из них состоял из тридцати шести дней, то почему
тогда написано: "Чрез семь дней воды потопа пришли на
землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц,
в семнадцатый день месяца" (Быт. VII, 10, 11)? Ведь такой
малый год, если он по древнему обычаю носил имя года,
или вовсе не имел месяцев, или же, чтобы он мог иметь
двенадцать месяцев, каждый месяц его должен был состоять
из трех дней. На каком основании было сказано: "Во
второй месяц, в семнадцатый день месяца", если не на
том, что месяцы тогда были такими же, как и теперь?
Ведь иначе, каким бы образом говорило Писание, что
потоп начался в двадцать седьмой день второго месяца*?
Затем, относительно конца потопа читаем следующее: "И
остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день
месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до
* У Аигустина написано: "Во второй месяц, и диадцать седьмой
лень месяца".
75