Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/74"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Что же касается того обстоятельства, что он не сделал
этого в шестом поколении, то именно это лучше всего
показывает, что делал он это только тогда, когда того
требовалось целью, о которой мы говорим: потому что он
не сделал этого там, где упомянутая цель того не требовала.
Он нашел, что по еврейским кодексам в Ътом поколении
Иаред прожил до рождения Еноха сто шестьдесят два
года, что, сообразно с представлением о более коротких
годах, составляет шестнадцать лет и почти два месяца;
этот возраст уже способен к рождению, поэтому и не
было необходимости прибавлять ста коротких лет, чтобы
вышло двадцать шесть наших, равно как и после рождения
Еноха убавлять их, так как они не были прибавлены до
рождения. Так случилось то, что в этом месте нет никакой
разницы между теми и другими кодексами.
Но затем снова возникает недоумение: почему в восьмом
поколении, перед тем как родился Ламех от Мафусала, в
еврейских кодексах читается сто восемьдесят два года, а
в наших мы находим двадцатью годами меньше, между
тем как обыкновенно прибавлялось сто лет; а после
рождения Ламеха эти года приданы для пополнения общей
суммы, которая в тех и других кодексах одинакова. Ведь
если он стосемидесятилетний возраст для возмужалости
хотел принимать за семнадцатилетний, то он не должен
был как ничего прибавлять, так и убавлять; потому что
встретил возраст, способный к рождению детей, для попол­
нения которого в других случаях, когда не находил его
таковым, прибавлял сто лет. Можно было бы подумать,
что эти двадцать лет убавлены по ошибке, если бы, убавив
их сначала, он не постарался прибавить после, для сох­
ранения согласия между общими суммами.
Уж не следует ли думать, что это сделано с хитростью,
чтобы скрыть то намерение, с которым прежде прибав­
лялись, а потом отнимались сто лет; так как и в данном
месте, где не было уже в этом необходимости, случилось
то же самое, хотя не с сотнею лет, а с небольшим числом,
которое сначала убавлено, а потом прибавлено? Но как
ни отнестись к этому объяснению, верить ли, что дело
было так, или не верить, да и вообще, было ли оно
74