Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
От этого-то у них, говорит он, и рассказывается о целых
тысячах прожитых лет*.
Такими-то якобы достоверными доказательствами не­
которые лица, вовсе не рассчитывающие подорвать досто­
верность этой священной истории, а напротив, старающиеся
увеличить ее, чтобы не казалось невероятным то обстоя­
тельство, что древние люди жили такое большое число
лет, — такими-то, говорю, доказательствами убедили себя
(и полагают, что убедили не без основания), что годом
назывался тогда такой малый период времени, что из
десяти тех лет составляется один наш, а десять наших
лет равняются сотне тех. Но что это совершенно ложно,
на это есть очевиднейшее доказательство. Но прежде чем
привести его, я, однако, не нахожу возможным умолчать
о том, насколько их предположение может казаться веро­
ятным.
На самом деле мы можем показать несостоятельность
их мнения и опровергнуть его на основании еврейских
кодексов. В последних говорится, что Адаму было не
двести тридцать, а сто тридцать лет, когда он родил
третьего сына. Если это по нашему счету тринадцать лет,
то, без сомнения, он родил первого сына, когда ему было
одиннадцать или немногим более лет. Кто же может родить
в таком возрасте при обыкновенном и хорошо известном
нам законе природы? Но мы оставим в стороне Адама,
который, быть может, в состоянии был родить тотчас же
по сотворении. Ибо весьма вероятно, что он был сотворен
не таким малым, как наши дети. Но сын его, когда родил
Еноса, имел не двести пять лет, как мы читаем, а сто
пять: стало быть, по их мнению, ему не было тогда и
одиннадцати лет. А что тогда сказать о Каинане, сыне
его, который по нашим кодексам имел сто семьдесят, а
по еврейским — семьдесят лет, когда родил Малелеила?
Какой семилетний человек может родить, если только
тогда семьюдесятью годами назывались семь лет?
* Plin. Hist, natur. lib. VII, 49.
71