Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/70"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
на десять, дадут триста шестьдесят дней, т. е. двенадцать
лунных месяцев. А так как оставалось еще пять дней,
которыми пополняется солнечный год, и четверть дня,
которая, взятая четыре раза, добавляет еще один день в
том году, который называется високосным, то для соот­
ветствия к годам древние прибавляли потай дни; эти дни
римляне называют вставными. Таким образом Енос, сын
Сифа, был от роду девятнадцати лет, когда от него родился
сын его, Каинан; Писание же показывает это число как
сто девяносто лет. И затем во всех дальнейших поколениях
до потопа, когда упоминаются лета людей, не встречается
в наших кодексах почти никого, кто родил бы сына, имея
сто или менее того лет, или даже сто двадцать и несколько
более; самым же меньшим возрастом для рождения на­
зывается стошестидесятилетний.
Это потому, говорят, что никакой человек не может
рождать детей в десять лет, считавшихся у людей того
времени за сто; но в шестнадцать лет, которые в те
времена считались за сто шестьдесят, уже является воз­
мужалость, способная к произведению потомства. А чтобы
не показалось невероятным, что год тогда считался иначе,
прибавляют, что у многих исторических писателей можно
найти, что египтяне имели год из четырех месяцев*,
акорнане — из шести, лавинии — из тринадцати. Плиний
Секунд, упомянув о тех фактах, которые встречаются в
рукописях, что некто жил сто пятьдесят два года, другой

десятью годами больше, а некоторые и по двести лет,
иные — по триста, иные — до пятисот, до шестисот, а
некоторые дожили и до восьмисот лет, полагает, что
случилось это по незнанию счета времени. Ибо у одних,
говорит он, один год ограничивался летом, а другой —
зимою; у других же — одним из четырех времен года,
как, например, у аркадян, год которых составлял три
наших месяца. К этому он прибавляет, что египтяне,
малые годы которых, как мы сказали выше, были равны
четырем месяцам, ограничивали некогда год исходом луны.
* Lact. Div. Inst. II, 12.
70