Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/69"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
и Пророки перешли к нам, изменили кое-что в своих
кодексах, чтобы уменьшить этим авторитет наших. Пос­
леднее мнение или предположение пусть каждый при­
нимает, как. хочет: несомненно одно, что Мафусал не жил
после потопа, а умер накануне, если счет лет в еврейских
кодексах неверен. Свое же собственное мнение об этих
Семидесяти толковниках я изложу подробнее в своем
месте, когда с Божьей помощью придется, насколько то
потребуется настоящим трудом, говорить о самом времени
их. В настоящем же случае вполне достаточно, что по
показаниям тех и других кодексов люди жили тогда такое
продолжительное время, что в течение жизни одного
человека, родившегося первым от тех двух родителей,
которые одни только и жили тогда на земле, род чело­
веческий смог настолько размножиться, что можно было
основать город.
Глава XII
Ибо никоим образом нельзя согласиться с теми, которые
полагают, что года в те времена считались иначе, т. е.
были настолько коротки, что наш один год заключал в
себе десять тех. По их словам, услышав или прочитав,
что кто-нибудь прожил девятьсот лет, каждый должен
разуметь девяносто: потому что десять тех лет составляют
один наш, а десять наших — тех сто. Поэтому Адам, по
их мнению, прожил двадцать три года, когда родил Сифа,
а сам Сиф — двадцать лет и шесть месяцев, когда от
него родился Енос; священное же Писание называет пос­
леднее число двумястами и пятью годами. По предполо­
жению этих лиц, мнение которых мы излагаем, один такой
год, какой мы имеем теперь, тогда разделяли на десять
частей, и эти части называли годами. Каждая из этих
частей составляет квадратное число шести, потому что Бог
в шесть дней совершил дела Свои, чтобы в седьмой день
почить (о чем я говорил, как мог, в одиннадцатой книге).
Шесть умноженные на шесть (что и есть квадрат шести),
дают тридцать шесть дней, которые, будучи помноженными
69