Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
судя по счету годов, прожил еще четырнадцать лет после
потопа*, между тем как священное Писание говорит, что
из всех, бывших тогда на земле, только восемь человек
избежали с помощью ковчега гибели от потопа (I Пет.
III, 20), и в числе их Мафусала не было. Ибо по нашим
кодексам Мафусал до рождения сына, названного Ламехом,
прожил сто шестьдесят семь лет; затем* сам Ламех до
рождения от него Ноя прожил сто восемьдесят восемь
лет; что составит вместе триста пятьдесят пять лет. Если
к этим годам прибавить шестьсот лет жизни Ноя, про­
шедших до потопа, то получится девятьсот пятьдесят пять
лет от рождения Мафусала до потопа. Всех же лет жизни
Мафусала считается девятьсот шестьдесят девять; потому
что, прожив до рождения сына, названного Ламехом, сто
шестьдесят семь лет, он после его рождения жил еще
восемьсот два года, что и составляет вместе, как мы
сказали, девятьсот шестьдесят девять лет. Если вычесть
отсюда девятьсот пятьдесят пять лет, от рождения Мафусала
до потопа, то останется четырнадцать лет, которые он
якобы прожил после потопа.
Некоторые поэтому полагают, что он прожил некоторое
время не на земле, где, как известно, были уничтожены
все творения, которым природа не дозволяет жить в воде,
а со своим отцом, который был взят Господом, и пробыл
там до тех пор, пока не окончился потоп. Думают так
потому, что не хотят отказывать в доверии кодексам,
которым Церковь отдает преимущественное уважение, и
полагают, что скорее в иудейских, чем в этих, есть
неточность. Они не допускают, что скорее у переводчиков
могла возникнуть ошибка в данном месте, чем ложь на
том языке, с которого через посредство языка греческого
был сделан перевод священного Писания на наш язык.
Невероятно, говорят они, чтобы Семьдесят толковников,
которые переводили все в одно и тоже время и в одном
и том же смысле, могли ошибиться или захотели бы
солгать в том, что для них было совершенно бесполезно.
Иудеи же, завидуя, что благодаря переводу Закон Божий
* Hyeronym, be Quaest hebraic.
68