Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
же

сто тридцать. Но после этого рождения наши
кодексы представляют его прожившим еще семьсот лет, а
еврейские — восемьсот. Так же точно и в остальных
случаях: общее число лет одинаково. И в последующих
поколениях при рождении тех, о рождении которых упо­
минается, отец по еврейским кодексам представляется
жившим на сто лет менее; зато по нашим он оказывается
жившим на сто лет менее, чем по еврейским, после
рождения. Таким образом, там и здесь общий итог один
и тот же.
В шестом поколении те и другие кодексы совершенно
согласны. Но в седьмом, когда был рожден тот Енох, о
котором повествуется, что он не умер, а был по воле
Божией вознесен, оказывается та же разница, что и в
предыдущих пяти поколениях, на сто лет до рождения
того сына, который при этом упоминается, и то же
согласие в общем итоге. По тем и другим кодексам Енох,
прежде чем взял его Бог, жил триста шестьдесят пять лет.
Относительно восьмого поколения есть также некоторая
разница, но меньшая, чем в предыдущих поколениях, и
несходная с прежней. Мафусал, сын Еноха, до рождения
того, кто следует за ним по порядку, по еврейским кодексам
жил не на сто лет меньше, а на двадцать больше: эти
двадцать лет оказываются потом прибавленными в наших
кодексах к тем годам, которые он прожил после рождения,
и, таким образом, в тех и других общее число лет сходится.
В одном только девятом поколении, т. е. в годах Ламеха,
сына Мафусала и отца Ноева, общая сумма расходится,
но незначительно. По еврейским кодексам он представ­
ляется жившим двадцатью четырьмя годами более, чем по
нашим, а после рождения — на тридцать больше, чем
по нашим. Вычтя из последней цифры шесть получим
упомянутую разницу в двадцать четыре года.
Глава XI
Из-за этого расхождения между еврейскими и нашими
книгами возник знаменитый спор о Мафусале, который,
67