Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/66"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
люди, которые далеко превосходили размерами всех осталь­
ных. Плиний Секунд, человек весьма ученый, свидетель­
ствует, что чем дальше продолжается этот век, тем все
меньшие тела производит природа. Упоминает он, что и
Гомер часто жаловался на это в своих стихах, причем
говорит это отнюдь не в виде насмешки над якобы
поэтическими вымыслами, а полагая это, как исследователь
чудес природы, исторической правдой*.
Но, как я сказал, доказательством величины древних
тел, даже для веков позднейших, служат часто находимые
кости, отличающиеся долговечностью. Долголетие же ка­
кого-нибудь человека, жившего в те времена, не может
быть подтверждено никакими подобными наглядными до­
казательствами. Тем не менее, в силу этого не должна
отрицаться достоверность священного Писания, повество­
ваниям которого тем бесстыднее не верить, чем очевиднее
исполняется предвозвещенное им. Впрочем, тот же Плиний
говорит, что и до сих пор существует народ, в котором
люди проживают по двести лет**. Если же, таким образом,
долголетие человеческой жизни, которого мы не видели
на опыте, признается существующим и в настоящее время
в неизвестных нам местах, то почему не верить, что оно
существовало и в неизвестные нам времена? Или же можно
поверить, что в каком-нибудь месте есть то, чего нет
здесь, и нельзя поверить, что когда-нибудь было то, чего
нет теперь?
Глава X
Между еврейскими и нашими кодексами существует
некоторая разница в самом счете лет; отчего это так —
не знаю. Разница эта, однако же, не такова, чтобы между
кодексами оказывалось противоречие относительно долго­
вечности тех людей. Например, сам первый человек, Адам,
до рождения сына, названного Сифом, по нашим кодексам
показывается жившим двести тридцать лет, по еврейским
* Plin. Hist, natur. lib. VII, cap. 16.
** Ibid., 49.
66