Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Итак, когда священное Писание, говоря о том или
другом лице, причем упоминая и число лет, которое
прожил этот человек, заключает свою речь о нем так: и
родил такой-то сынов и дочерей, всех же дней жизни его
было столько-то, и он умер; то разве в силу только того,
что оно не называет этих сынов и дочерей, мы не должны
представлять себе, что за такое большое количество лет,
какое проживали люди в первые времена мира, могло
родиться весьма много людей, которые, соединившись,
могли основывать не только города, но и очень многие
государства? Богу, по вдохновению Которого это было
написано, угодно было с самых первых времен обособить
и различить эти два общества по их различным родона­
чальникам, так, чтобы особо сгруппировались поколения
людей, живущих по человеку, и особо — сынов Божиих,
т. е. людей, живущих по Богу, и так до потопа. При этом
представляется разделение и смешение обоих обществ:
разделение потому, что упоминаются отдельно поколения
их: одно, происходившее от братоубийцы Каина, другое
же — от Сифа, родившегося от Адама вместо убитого
Авеля; смешение же потому, что, когда добрые люди
уклонились от добра, все сделались такими, что были
стерты с лица земли потопом, за исключением одного
праведного, имя которому было Ной, его жены, трех
сыновей и стольких же невесток: эти восемь человек
удостоились избежать общей гибели смертных благодаря
ковчегу.
Равным образом, из того, что написано: "И познал
Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил
он город; и назвал город по имени сына своего: Енох"
(Быт. IV, 17), не следует заключать, будто это он родил
первого сына. Основанием для подобного заключения не
может служить выражение, что он познал жену свою,
указывающее как бы на то, что он тогда впервые соединился
с нею. Ибо и о самом отце всех, Адаме, не тогда только
говорится это, когда был зачат Каин, являвшийся его
первенцем; и после этого Писание говорит: "И познал
Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему
имя: Сиф" (Быт. IV, 25). Из приведенного примера видно,
ЗЗак. 360!
63