Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/61"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
же случае, являясь заступником греха, он будет служить
ему, как господину.
Но если под грехом разуметь саму плотскую похоть, о
которой говорит апостол: "Плоть желает противного духу"
(Гал. V, 17), упоминая в числе плодов этой плоти и
зависть, которая подстрекала Каина и побуждала его погу­
бить своего брата, то (сказанное Каину Господом) следует
понимать так, что когда будет возбуждена та плотская
сторона, которую апостол называет грехом, когда говорит:
"Не я делаю то, а живущий во мне грех" (Рим. VII, 17),
— та часть души, которую и философы называют порочной,
которая не должна увлекать за собою ум, но которую,
напротив, ум должен держать в своей власти и удерживать
от непозволительных дел, — итак, когда эта часть души
будет возбуждена к дурному поступку, но успокоится и
покорится словам апостола: "Не предавайте членов ваших
греху в орудие неправды" (Рим. VI, 13), тогда она,
укрощенная и побежденная, обратится к уму, чтобы над
нею, как подчиненной, господствовал разум. Это и пове­
левал Бог тому, кто воспламенялся завистью к брату и
хотел убить того, кому должен был бы подражать. Он,
таким образом, как бы сказал: "Удержи руки от злодейства;
пусть не царствует грех в твоем мертвенном теле так,
чтобы ты повиновался его желаниям, и не предавай свои
члены в орудия неправды греху".
Нечто подобное сказано в той же божественной книге
и о жене, когда после грехопадения спрошенные Богом
подверглись осуждению: диавол в лице змея, она же и ее
муж в лице собственном. Бог сказал ей тогда: "Умножая
умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни
будешь рождать детей"; а потом прибавил: "И к мужу
твоему влечение твое, и он будет господствовать над
тобою" (Быт. Ill, 16). Что сказано Каину о грехе, или о
порочной похоти плоти, то же самое (по смыслу) говорится
в этом месте и грешной жене: откуда следует заключить,
что муж должен управлять женою подобно душе, управ­
ляющей плотью. Почему апостол и говорит: "Так должны
мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою
жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел
61