Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дьми, в качестве как бы собеседника через подчиненную
Ему тварь? Разве не совершил он задуманного преступ­
ления, убийства брата, и после божественного увещания?
Когда Бог показал различие между жертвами того и другого,
призрев на жертвы одного и отвергнув жертвы другого,
-—
что, конечно, могло быть замечено по какому-нибудь
видимому признаку; а сделал это потому, что дела пос­
леднего были злы, а брата его добры, — тогда Каин
сильно опечалился, и лицо его осунулось. Именно так об
этом и написано: "И сказал Господь Каину: почему ты
огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь
доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь
доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе,
но ты господствуй над ним" (Быт. IV, 6, 7). В этом
увещании, с которым Бог обратился к Каину, выражение:
"Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если
не делаешь доброго, то у дверей грех лежит", из-за
некоторой неясности, к чему оно относится (и предшес­
твующего приятия жертвы одного и неприятия — другого),
понималось по-разному, когда толкователи божественных
Писаний пытались объяснить их сообразно с правилами
веры. Ибо жертва приносится правильно, когда она при­
носится истинному Богу, Которому одному только должны
быть приносимы жертвы. Но она неправильно разделяется,
когда не различается, как следует, место, время, сами
приносимые вещи или приносящий от того, кому при­
носится, или те, между которыми разделяется принесенное
для употребления.
В каком из приведенных отношений Каин не угодил
Богу, понять не легко. Но если апостол Иоанн говорит
об этих двух братьях: "Не так, как Каин, который был
от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За
то, что дела его были злы, а дела брата его праведны"
(I Иоан. Ill, 12), то этим дается понять, что Бог потому
отверг его дары, что он худо разделил их в том отношении,
что хотя и дал Богу нечто Ему принадлежащее, но самого
себя оставил себе. Так поступают все, которые следуют
не Божьей, а своей собственной воле, т. е. живут не
правым, а развращенным сердцем, но приносят Богу дар,
59