Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дати Христа, кровью Которого мы избавлены, для града
того не будет решительно ничего.
Тогда исполнятся слова: "Остановитесь и познайте, что
Я Бог" (Пс. XLV, 11). Это будет поистине великою, не
имеющей вечера субботою, которая восхваляется Госпо­
дом при первых делах мира, там, где читаем: "И почил
в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И
благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный
почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал"
(Быт. II, 2, 3). Седьмым днем будем даже и мы сами,
когда будем исполнены и обновлены Его благословением
и освящением. Там, остановившись, увидим, что Он есть
Бог, чем хотели быть мы сами, когда отпали от Него,
услышав слова обольстителя: "Вы будете как боги" (Быт.
III, 5), и отделились от истинного Бога, по творческой
воле Которого мы должны были быть богами не через
оставление Бога, а через причастие. Ибо, что сделали мы
без Него, как не изнемогли во гневе Его (Пс. LXXXIX,
9)? Освободившись от этого гнева и достигнув совершенст­
ва превозмогшею гнев благодатью, мы будем свободны во
веки, видя, что Он есть Бог, Которым и мы будем полны,
когда Он будет все во всем. Ведь и сами наши добрые
дела вменяются нам для получения нами этой субботы в
том случае, когда мы смотрим на них, как на Его дела,
а не как на наши. Если мы будем приписывать их себе,
в таком случае они будут делами рабскими, ибо о субботе
говорится: "Не делай в оный никакого дела" рабского*
(Втор. V, 14). Поэтому и пророком Иезекиилем говорится:
"Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением
между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь,
освящающий их" (Иезек. XX, 12). Это мы вполне узнаем
тогда, когда будем вполне свободны и вполне увидим, что
Он есть Бог.
Само число веков, как бы дней, если мы будем считать
их по тем периодам времени, указание на которые находим
в Писании, окажется субботствованием, потому что чис­
ло это есть семь; так, первый век, как бы первый день,
* Прибавка "рабского" в каноническом издании отсутствует.
584