Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
говорил и которые в настоящее время скрыты, и вместе
с прочими великими и удивительными предметами, какие
мы там увидим, будут воспламенять к хвале такому Ху­
дожнику наш разумный ум, исполняя его чувством разум­
ной красоты. Какие будут там движения тех тел, это я
не берусь определить, да и не могу этого представить.
Впрочем, и движение, и спокойное состояние, а также и
само лицо, какие бы там они тогда ни были, будут при­
личествовать тому месту, где не будет ничего, что было
бы неприличным. Без сомнения, тело постоянно будет
там, где захочет дух, но дух не захочет ничего такого,
что могло бы быть неприличным как для духа, так и для
тела.
Там будет истинная слава, где каждый будет восхваля­
ться не по ошибке и не по заискиванию восхваляющего.
Там будет истинная честь, которая не будет ни отрицаться
у кого-либо достойного, ни предоставляться кому-либо
недостойному; к ней не будет допущен ни один недо­
стойный, так как там не будет дозволено быть никому,
кроме достойных. Там будет истинный мир, где никто не
будет терпеть никакой неприятности ни от себя самого,
ни от других. Наградою добродетели будет служить там
Тот, Кто даровал добродетель и обетовал ей Самого Себя,
лучше и выше Кого не может быть ничего. Ибо сказанное
Им через пророка: "Буду вашим Богом, а вы будете Мо­
им народом" (Лев. XXVI, 12), что иное значит, как не
следующее: Я буду Тем, откуда будет проистекать все, че­
го только люди будут желать честно: и жизнь, и здоровье,
и питание, и богатство, и слава, и честь, и мир, и всякое
вообще благо? Такой же истинный смысл имеют и слова
апостола: "Будет Бог все во всем" (I Кор. XV, 28). Он
будет целью наших желаний, Кого мы будем лицезреть
без конца, любить без отвращения и восхвалять без утом­
ления. Эта обязанность, это расположение сердца и это
занятие будут, конечно, общими для всех, как общей бу­
дет и сама вечная жизнь.
Впрочем, кто может представить мыслью, а тем более
высказать словами, какие сообразно с заслуженными наг­
радами будут степени чести и славы? Несомненно только,
581