Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/582"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
повсюду, куда только обратим духовные взоры своих тел.
Таким образом, если мы будем видеть Бога телесными
глазами так, что они в состоянии такого превосходства
будут иметь нечто подобное уму, чем могла бы быть
видима и бестелесная природа (что, впрочем, трудно и
даже невозможно доказать какими бы то^ни было при­
мерами и свидетельствами божественных Писаний), или
же (что понять легче) Бог будет нами познаваем и созерцаем
так, что видеть Его будет духом каждый из нас и в каждом
из нас, один в другом, и в самом себе, и в новом небе
и новой земле, и во всем, чем будет тогда тварь, во
всяком теле, на которое только будут направлены изо­
щренные глаза духовного тела. Тогда даже и помыслы
наши будут открыты взаимно у одних для других. Ибо
тогда исполнится то, что апостол непосредственно за
словами: "Не судите никак прежде времени", прибавляет:
"Пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во
мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждо­
му будет похвала от Бога" (I Кор. IV, 5).
Глава XXX
А каково будет то блаженство, когда не будет уже
никакого зла, не будет сокрыто никакое добро и занятие
будет состоять в хвале Богу, Который будет все во всем!
Ибо не знаю, чем другим могут заниматься там, где будет
нескончаемый досуг, где не будет труда, вызываемого ка­
кою-либо нуждой. Кроме того, в этом убеждает меня и
святая песнь, в которой я читаю или слышу: "Блаженны
живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхва­
лять Тебя" (Пс. LXXXIII, 5). В этой хвале Богу будут
преуспевать все члены и внутренности нетленного тела,
которые теперь, как видим, заняты различными необхо­
димыми отправлениями; потому что тогда не будет самой
этой необходимости, а настанет полное, невозмутимое и
безмятежное блаженство. В самом деле, тогда не будут
уже скрыты все те, расположенные внутри и вне по всему
составу тела, части телесной гармонии, о которых я уже
580