Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/581"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
духовного тела, но это рассуждение опровергают и здра­
вый смысл, и пророческий авторитет. В самом деле, кто
же настолько отклонился от истины, чтобы осмелился
сказать, будто Бог не знает телесного? А разве Он имеет
Чело, глазами которого мог бы это знать? С другой сторо­
ны, сказанное выше о пророке Елисее не достаточно ли
показывает, что телесные предметы можно видеть и духом,
а не только телом? Ведь когда раб тот принял дары, без
сомнения, это было действием телесным, которое пророк
видел, однако, духом; почему же не будет таковой и
способность духовного тела, чтобы телом можно было
видеть и дух? А Бог и есть Дух. Затем, каждый из нас
свою собственную жизнь, которою он живет ныне в те­
ле и которою делает бодрыми и живыми свои настоящие
земные члены, знает посредством внутреннего чувства, а
не посредством телесных глаз; напротив, жизнь других,
хотя она и невидима, видит посредством тела. Ибо откуда
бы иначе отличали мы живые тела от неживых, если бы
не видели в одно и то же время и тела, и саму жизнь,
которой не можем видеть иначе, как через тело? Без тела
же мы не видим жизни телесными глазами.
Поэтому возможно и вполне допустимо, что мировые
тела нового неба и новой земли мы будем видеть тогда
так, что при посредстве этих тел, которые будем и сами
носить, и встречать повсюду, куда только устремим свои
взоры, будем с полнейшею ясностью видеть и Бога, всюду
присутствующего и всем, даже и телесным, управляющего,
а не так, как теперь мы видим невидимое Божие через
рассматривание сотворенного (Рим. I, 20), как бы через
тусклое стекло, гадательно и отчасти (I Кор. XIII, 12);
притом, для нас имеет большее значение вера, которой
мы верим, чем сам вид телесных предметов, видимых на­
ми при посредстве телесных глаз. Но как теперь живых
и обнаруживающих свою жизнь жизненными движениями
людей мы по первому же на них взгляду не верою считаем
живыми, а видим такими, хотя не можем видеть самой
по себе их жизни, которую, без всякого сомнения, видим
в них при помощи тел; так же точно при посредстве тел
будем видеть и бестелесного, всем управляющего Бога
579