Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
последнем случае существует опасность, что когда-нибудь
будет приказано рабу отдать прощенный было ему долг
в десять тысяч талантов, за то, что он не простил своему
товарищу долга в сто динариев. Приведя такой пример,
Господь Иисус прибавил: "Так и Отец Мой Небесный
поступит с вами, если не простит каждый^из вас от сердца
своего брату своему согрешений его" (Мф. XVIII, 35).
Таковы врачебные средства для граждан града Божия,
странствующих на этой земле и воздыхающих о мире
небесного отечества.
Дух же Святый врачует внутренним образом, чтобы
врачеванию внешнему дать некоторую силу. Иначе, если
бы и сам Бог, пользуясь подчиненным себе творением,
говорил в каком-либо человеческом образе, обращаясь
только к человеческим чувствам, телесным ли, или подоб­
ным им, какие мы имеем во сне, но не оказывал бы
влияния и не действовал бы на ум внутренней благодатью,
никакая проповедь истины не принесла бы человеку пользы.
Делает же это Бог, отделяя сосуды гнева от сосудов
милосердия Своего, по соображениям Ему известным,
весьма таинственным, но, в то же время, справедливым.
Ибо с Его помощью, оказываемой удивительными и сок­
ровенными способами, совершается обращение к уму, не
умышляющему под управлением Божиим на злое, когда
грех, обитающий в наших членах, — что представляет
собою само наказание за грех, — не царствует, как сказал
апостол (Рим. VI, 12, 13), в нашем мертвенном теле так,
чтобы мы повиновались его похотям и предоставляли ему
наши члены в качестве орудий неправды; и человек находит
в этом уме в настоящее время более спокойного правителя,
а впоследствии, достигнув полного выздоровления и бес­
смертия, будет царствовать без всякого греха в вечном
мире.
Глава VII
Но все то, о чем мы сказали выше: какую пользу оно
принесло Каину, когда обратился к нему с речью Бог, —
обратился так, как обыкновенно говорил с первыми лю-
58