Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/579"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
коль скоро посредством их будет созерцаться та бесконе­
чная природа, которая не ограничена пространством, а
находится везде и вся. Ведь если мы говорим, что Бог
находится на небе и на земле (ибо Он Сам говорит через
Пророка, что наполняет небо и землю (Иерем. XXII, 24)),
то не скажем же на этом основании, что на небе Он
находится одною частью, а на земле — другою, но что
Он весь на небе и весь на земле, не попеременно, а ра­
зом там и здесь; что невозможно для природы телесной.
Итак, сила тех глаз будет превосходнее не в том смысле,
что зрение их станет острее, каково, как утверждают,
зрение некоторых змей и орлов (ибо и с такою остротою
зрения животные эти не могут ничего видеть, кроме тел),
но в том, что они будут видеть и бестелесное. Можете
быть, эта-то великая сила зрения и дана была на время
даже и в настоящем смертном теле глазам святого мужа
Иова, когда он говорил: "Я слышал о Тебе слухом уха;
теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и
раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов. XLII, 5, 6). Хотя,
впрочем, ничто не мешает под глазами разуметь здесь
глаза сердца, о каковых глазах говорит апостол: "И прос­
ветил очи сердца вашего" (Еф. I, 18). А что именно этими
глазами мы сможем видеть Бога, когда будем Его видеть,
в этом не сомневается ни один христианин, с верою при­
нимающий то, что говорит Учитель: "Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. V, 8). Но у нас воп­
рос о том, можно ли будет видеть Бога и телесными
глазами.
Правда (в Евангелии) написано: "И узрит всякая плоть
спасение Божие" (Лук. III, 6); но изречение это без вся­
кого затруднения можно понимать так, как если бы было
сказано: "И увидит всякий человек Христа Божия", Кото­
рый был видим в теле и в теле же будет видим, когда
станет судить живых и мертвых. А что Христос есть спа­
сение Божие, об этом свидетельствуют многие места Писа­
ния, но с особенной ясностью слова досточтимого старца
Симеона, который, взяв на руки младенца Христа, сказал:
"Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему,
с миром; ибо видели очи мои спасение Твое" (Лук. 11,29,
577