Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/578"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуж­
дал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь
мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда
же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю,
подобно как я познан" (I Кор. XIII, 11 — 12).
Итак, если уже в настоящей жизни, гделдаже пророчест­
во людей удивительных так сравнимо с тою жизнью, как
младенец — с мужем, Елисей, однако, видел своего раба
принимающим дары, когда сам при этом не был; то ког­
да душу не будет отягощать тленное тело, а тело нетлен­
ное никоим образом не будет ей помехой, будут ли святые
нуждаться в том, чтобы видеть телесными глазами, в ко­
торых не испытывал надобности отсутствующий Елисей,
чтобы видеть своего раба? Ибо в переводе Семидесяти
слова пророка к Гиезию были такие: "Разве сердце мое
не сопутствовало тебе, когда обратился на встречу тебе
человек тот с колесницы своей?" (IV Цар. V, 26). А
пресвитер Иероним с еврейского перевел так: "Не присут­
ствовало ли сердце мое, когда вышел человек с колесницы
на встречу тебе?" Пророк сказал, что видел сердцем своим
при чудесной, конечно, помощи, и помощи, без сомнения,
свыше. Но во сколько же раз полнее все будут обладать
этим даром тогда, когда Бог будет все и во всем (I Кор.
XV, 28)! Однако, и телесные глаза будут иметь свое наз­
начение, останутся на своих местах, и дух будет ими по­
льзоваться через духовное тело. Ведь и пророк тот, хотя
и не имел в них нужды, чтобы видеть отсутствующего,
пользовался и ими, чтобы видеть находящееся налицо;
впрочем, и это он мог бы видеть с закрытыми глазами
духом, точно так же, как видел отсутствующее, не будучи
там лично. Итак, не станем говорить, что святые в той
жизни не будут, если закроют глаза, видеть Бога, Кото­
рого они будут постоянно видеть духом.
Но вот еще вопрос: будут ли они видеть Его и телесными
глазами, когда те будут открыты? Если в духовном теле
глаза даже и духовные будут способны видеть столько же,
сколько способны видеть и такие, какими мы имеем их
теперь, то, без сомнения, ими нельзя будет видеть Бога.
Ясно, что они будут иметь совершенно иную способность,
576