Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Ангелы их на небесах видят лице Отца Моего Небесно­
го" (Мф. XVIII, 10). Отсюда, как видят они, так будем
видеть и мы, но мы пока еще так не видим. Поэтому-то
апостол и говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь
тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу". Итак,
наградой за веру будет служить то видение, о котором
говорит апостол Иоанн: "Когда откроется, будем подоб­
ны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (I Иоан.
III, 2). А под лицом Божиим нужно разуметь обнаруже­
ние Бога, а не какой-либо член, подобный тому, какой
мы имеем в своем теле и называем лицом.
Поэтому, когда спросят у меня, чем будут заняты свя­
тые в оном духовном теле, я скажу не то, что вижу, а
то, чему верую, согласно со словами псалма: "Я веровал,
и потому говорил" (Пс. CXV, 1). Именно, я скажу, что
святые будут видеть Бога в самом теле своем; но посред­
ством ли тела они будут видеть Бога, подобно тому, как
посредством тела мы видим теперь солнце, луну, звезды,
море и землю со всем в них находящимся? Вот вопрос,
на который ответить не легко. В самом деле, дико было
бы сказать, что святые тогда будут иметь такие тела, что
не в состоянии будут, хотя бы и хотели, закрывать и
открывать глаза. Еще более было бы дико утверждать, что
там всякий, кто закроет глаза, не будет уже видеть Бога.
Ведь если пророк Елисей, отсутствуя телом, видел, как
слуга его Гиезий от Неемана сириянина, которого упомя­
нутый пророк исцелил от проказы, принял дары, что по
мнению непотребного раба должно было остаться тай­
ной, так как господина его при этом не было (IV Цар.
V, 8 — 27), то не тем ли более святые в оном духовном
теле все будут видеть не только с закрытыми глазами, но
даже и отсутствуя телом? Тогда наступит то совершенное,
о чем говорит апостол: "Мы отчасти знаем и отчасти
пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то,
что отчасти, прекратится". Затем, желая пояснить некото­
рым подобием, как может это быть, он говорит, насколь­
ко от будущей жизни отличается настоящая жизнь, притом
жизнь не каких-нибудь людей, а даже одаренных особен­
ной святостью: "Когда я был младенцем, то по-младенчески
19 3ак. 3601
575