Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR

покой и досуг. Я этого никогда не видел телесными
чувствами. А если скажу, что видел умом, т. е. разумени­
ем, то сколько или что значит наше разумение перед ли­
цом такого превосходства? Там царствует, как говорит
апостол, "мир Божий, который превыше всякого ума"
(Филип. IV, 7). Чьего же ума? Конечнсц нашего, или,
пожалуй, и ангельского, но только не Божьего. Итак, если
святые будут жить в мире Божием, то, конечно, в таком,
который превосходит всякий ум. И в самом деле, наш
ум он, несомненно, превосходит; а если превосходит и
ум ангельский, ибо кто говорит "всякий ум", тот, очевид­
но, не исключает и ангелов, — в таком случае мы долж­
ны думать, что слова апостола сказаны потому, что ни
мы, ни ангелы не в состоянии знать мир Божий так, как
знает его Бог.
Итак, (мир этот) превосходит всякий ум, кроме, без
сомнения, ума Божия. Но так как и мы, свойственным
нам образом причастные этого мира, получим высший
мир в себе, между собою и с Богом настолько, насколько
нам свойственно высшее; то святые ангелы знают, таким
образом, этот мир по самой своей природе, люди же в
настоящем своем состоянии знают его гораздо меньше,
каким бы размером своего ума они ни отличались. Ибо
надобно иметь в виду величие того, кто говорил: "Мы
отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же наста­
нет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится"; и
еще: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло,
гадательно, тогда же лицем к лицу" (I Кор. XIII, 9, 10,
12). Так видят уже святые ангелы, которые называются и
нашими ангелами, потому что, избавившись от власти
тьмы и с залогом Духа переселившись в царство Христо­
во, мы начинаем уже принадлежать к тем ангелам, с кото­
рыми у нас будет общий святой и сладостнейший град
Божий, о коем мною написано уже столько книг. Будучи
Божиими, ангелы и наши так же, как Христос, будучи
Божиим, в то же время и наш. Они Божий потому, что
не оставили Бога, — наши потому, что начали иметь нас
своими согражданами. Господь Иисус сказал: "Не прези­
райте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что
574