Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
считаю необходимым привести его слова.
"Некие,

говорит он, — генетлиаки* писали, что у людей бывает
возрождение, которое греки называютrcotXivyeveaict;само
это возрождение, пишут они, совершается в течение четы­
рехсот сорока лет, так что то же самое тело и та же са­
мая душа, которые некогда были соединены в человеке,
воссоединяются снова". Варрон, или какие-то, не знаю,
генетлиаки (он не передает имен тех, мнение коих при­
водит) говорят нам нечто такое, что хотя и ложно (ибо
раз души возвратились в тела, которые они носили, они
потом уже не оставят их никогда), однако устраняет и
разбивает многие аргументы в пользу той невозможности,
о которой пустословят наши противники. В самом деле,
они думают или думали, что невозможно, чтобы тела
людей, превратившиеся в воздух, в пыль, в пепел, во
влагу, в тела пожравших их животных или даже людей,
снова возвратились в то, чем были. Поэтому Платон и
Порфирий, или лучше те, которые считают себя их пос­
ледователями и еще живы, если согласны с нами, что и
души святых возвратятся в тела, как говорил Платон, но
не возвратятся к несчастьям, как учил Порфирий, так что
из их мнений вытекает как следствие мысль, которую
проповедует христианская вера, именно — что души воз­
вратятся в такие тела, в которых они могли бы вечно
жить блаженно безо всякого несчастья, — пусть из Вар-
рона возьмут еще и то, что души возвратятся в те самые
тела, в которых они были прежде, и весь вопрос о вечном
воскресении плоти у них получит разрешение.
Глава XXIX
Рассмотрим теперь, насколько Господь удостоит нас
Своею помощью, чем будут заняты святые в своих бес­
смертных и духовных телах, так как плоть их будет жить
не плотским, а уже духовным образом. Но, сказать по
правде, я не знаю, каково будет это занятие, или лучше
* Генетлиаки (genetliaci) — предсказатели судьбы новорожденного
по звездам.
573