Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Порфирию святые души никогда не вернутся к несчастьям
настоящего мира. Скажи только Порфирий вместе с Пла­
тоном, что души возвратятся в тела, а Платон с Порфи-
рием, что души не вернутся к несчастьям, — они будут
согласны, что души возвратятся в такие тела, в которых
они не будут уже терпеть никаких несчастий.
Итак, тела эти будут не какие-нибудь йЪше, а именно
такие, которые обещает Бог, имеющий сделать души вечно
блаженными с их плотью. Подобную уступку, мне кажется,
оба они легко могли бы нам сделать; раз ими признано,
что души святых возвратятся в бессмертные тела, можно
уж было и дозволить душам возвратиться в те именно
тела, в которых они терпели бедствия настоящего века, в
которых с благоговением и верою чтили Бога, чтобы
избавиться от этих бедствий.
Глава XXVIII
Некоторые из наших, почитающие Платона за его
прекраснейший способ изложения и за некоторые выска­
занные им правильные суждения, говорят, что он имел
кое-какие подобные нашим мнения и о воскресении мер­
твых. Этого предмета касается, действительно, Туллий в
книгах "О республике", желая, как сам утверждает, в этом
случае скорее пошутить, чем сказать то, что было на
самом деле. Он заставляет человека ожить и рассказать
нечто совпадающее с платоновскими рассуждениями. Ла-
беон даже говорит, что два человека умерли в один и тот
же день и встретились на некотором перекрестке, что
затем они получили приказание возвратиться в свои тела
и согласились жить между собою друзьями, и что в таких
отношениях они оставались до тех пор, пока не умерли.
Но эти авторы рассказывают нам о таком воскресении
тела, какое бывало с теми, которые, как мы знаем,
воскресли и возвратились к прежней жизни, но возвра­
тились не так, чтобы уже после не подвергнуться смерти.
Нечто гораздо более удивительное рассказывает Марк
Варрон в своих книгах о происхождении римского народа;
572