Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
блаженными, будут разрешены от тел, т. е . умрут; одна­
ко же (он говорит так, что) Бог, Которым эти боги бы­
ли сотворены, обещал им, чтобы они могли наслаждаться
безмятежным состоянием, бессмертие, т. е. вечное пребы­
вание в тех же самых телах, — обещал не потому, что
природа их бессмертна, но потому, что его решение силь­
нее природы. В этом случае Платон опровергает их и со
стороны того их заявления, что воскресению плоти не
следует-де верить потому, что оно невозможно. Ибо в
указанном месте этот философ весьма ясно высказывает
такую мысль, что Бог, обещав сотворенным Им богам
бессмертие, тем самым показал, что, хотя Он и не сотво­
рил их бессмертными, что невозможно, однако же сдела­
ет их бессмертными. Само это место из Платона гласит
следующее: "Хотя вы, как получившие начало, не можете
быть бессмертными и неразрушимыми, однако же никоим
образом не разрушитесь и никакие судьбы не погубят вас
посредством смерти и не будут сильнее Моего решения,
которое составляет более крепкую связь для вашего вечного
существования, чем те связи, которыми вы были соедине­
ны при рождении". Если те, которые слышат эти слова,
не только не глухи, но и не глупы, у них, конечно, не
появится сомнения, что сотворенным богам Богом, их
сотворившим, обещается, по Платону, то, что для них
невозможно. В самом деле, Тот, Кто говорит: "Хотя вы,
как получившие начало, не можете быть бессмертными и
неразрушимыми, однако же никоим образом не разруши­
тесь и никакие судьбы не погубят вас посредством смерти
и не будут сильнее Моего решения", что другое говорит,
как не вот что: "Это невозможно, однако, при Моем
содействии, вы будете такими". Следовательно, Тот в со­
стоянии воскресить плоть нетленной, бессмертной и духов­
ной, Кто, по Платону, обещал сделать то, что невозможно.
К чему же они доселе объявляют невозможным то, что
обещал Бог, чему, по обещанию Божию, уверовал мир,
которому обещано было даже и то, что он уверует? Ведь
мы говорим, что сотворил это Бог, Который и по Плато­
ну творит невозможное. Таким образом, чтобы души бы­
ли блаженными, они должны не освободиться от всякого
570