Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/571"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ся иначе, а не так, как уверовал мир, веру которого Он
сам же похвалил, Сам обещал и Сам привел в исполнение?
Одно ведь из двух: или Он не силен, чтобы плоть воскрес­
ла и была жива во веки; или веровать, что Он это сделает,
н^ следует потому, что (воскресение плоти) есть зло и
Его не достойно. Но о Его всемогуществе, которым со­
творено столько невероятного, мы сказали достаточно.
Если они хотят узнать, чего Всемогущий не может, то
вот чего: я скажу, что Он не может обманывать. Будем
же верить, что Он может, не веря, что не может. Итак,
по той причине, что Он не может обманывать, они долж­
ны верить, что Он исполнит то, что обещал исполнить,
и притом верить так, как верует мир, веру которого Он
Сам предсказал, Сам похвалил, Сам обещал и Сам при­
вел в исполнение. А чем доказывают они, что (воскресе­
ние плоти) есть зло? Там не будет повреждения, которое
представляет собою зло телесное. О порядке стихий мы
уже рассуждали; о других человеческих догадках сказали
достаточно; какова будет в нетленном теле легкость дви­
жения, это, полагаю, мы в тринадцатой книге достаточно
показали из настоящего состояния вполне здорового тела,
которое, конечно, не идет ни в какое сравнение с буду­
щим бессмертным состоянием. Пусть прочитают преды­
дущие книги настоящего сочинения те, которые или их
не читали, или же хотят восстановить в памяти прочитан­
ное.
Глава XXVI
Но по словам Порфирия, чтобы душа была блаженна,
она должна быть освобождена от всякого тела. Таким об­
разом, совершенно бесполезно быть телу, как мы сказали,
нетленным, если душа будет блаженна не иначе, как ос­
вободившись от всякого тела. Но в упомянутой книге и
об этом сказано мною столько, сколько было нужно; при­
ведем в настоящем случае одно только обстоятельство.
Именно, учитель всех их, Платон, должен был бы сделать
в своих книгах поправку и сказать, что боги их, заклю­
ченные, по его словам, в небесные тела, чтобы быть
569