Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/570"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
всякого затруднения? Каким будет тело, которое, совер­
шенно подчиненное духу и им изобильно оживляемое, не
будет нуждаться ни в каком питании? Ибо оно будет не
животное, а духовное тело, хотя и имеющее плотскую
субстанцию, но чуждую всякого плотского повреждения.
Глава XXV
Впрочем, о благах духа, которыми в состоянии полного
блаженства он будет наслаждаться, знаменитые философы
с нами не разногласят; они спорят о воскресении плоти
и, насколько могут, отрицают эту истину. Но многочис­
ленные верующие оставили малочисленных отрицателей,
ученых и неученых, мудрецов мира сего и невежд, и с
верующим сердцем обратились ко Христу, Который Сво­
им воскресением доказал то, что представлялось для тех
нелепостью. Мир уже уверовал истине, предсказанной Бо­
гом, Который предсказал и то, что этой истине мир уве­
рует. Не чародейства же Петра принудили Его предсказать
эту истину вместе с похвалою верующим в нее за столько
времени вперед. Ибо Он тот Бог, пред Которым (как я
говорил об этом уже несколько раз и не стесняюсь на­
помнить), по признанию Порфирия, желающего доказать
это оракулами своих богов, трепещут и сами божества, и
Которого он так превозносит, что называет то Богом-от­
цом, то Богом-царем.
Да не будет того, чтобы предсказанное Им мы пони­
мали так, как хотят понимать это не верующие вслед за
миром тому, чему, как Он предсказал, мир уверует. Но
почему бы не понимать этого скорее так, как, по Его
предсказанию, мир должен был уверовать, а не так, как
пустословят весьма немногие, не желающие веровать вслед
за миром тому, чему, по Его предсказанию, мир должен
был уверовать? Ведь если этому, как они говорят, нужно
верить иначе затем, чтобы не нанести Богу, за Которого
они являются такими усердными свидетелями, обиды, наз­
вав написанное о том пустяками; то не тем ли большую
обиду наносят Ему они, говоря, что оно должно понимать-
568