Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/57"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Приближающиеся же к совершенству, но еще не совер­
шенные, могут бороться между собою так, что добрый
восстает против того в другом, против чего борется и в
самом себе. Потому что и в одном человеке "плоть желает
противного духу, а дух — противного плоти" (Гал. V, 17).
Итак, духовные стремления одного могут бороться с плот­
скими стремлениями другого, равно как и плотские стрем­
ления одного с духовными стремлениями другого, как
борются между собою добрые и злые; или могут бороться
между собою даже плотские стремления двух добрых, но
еще не совершенных людей, как борются между собою
злые и злые, пока полное выздоровление не приведет их
к последней победе.
Глава VI
Эта болезнь — суть то неповиновение, о котором мы
говорили в четырнадцатой книге, представляющее собою
наказание за первое неповиновение; оно, поэтому, не
природа, а порок. Потому и говорится добрым, стре­
мящимся к совершенству и живущим в настоящем стран­
ствовании верой: "Носите бремена друг друга, и таким
образом исполните закон Христов" (Гал. VI, 2). То же
говорится и в другом месте: "Вразумляйте бесчинных,
утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте дол­
готерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал
злом за зло" (Кол. V, 14, 15). И еще: "Если и впадет
человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте
такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою,
чтобы не быть искушенным" (Гал. VI, 1). И еще: "Солнце
да не зайдет во гневе вашем" (Еф. IV, 26). И в Евангелии:
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи
его между тобою и им одним" (Мф. XVIII, 15). Также и
о грехах, которые могут грозить соблазном для многих,
апостол говорит: "Согрешающих обличай пред всеми, чтоб
и прочие страх имели" (I Тим. V, 20). Поэтому же часто
предписывается прощать друг другу и заботиться о сохра­
нении мира, без которого никто не может узреть Бога: в
57