Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
гибельных знаниях, которых она жаждет, показывает, какое
великое благо имеет человек в своей природе, благодаря
чему он смог или изобрести эти искусства, или научиться
им, или научить им других?
Кто в состоянии пересказать, до какого удивительного
и изумительного производства одежд и построек дошла
человеческая изобретательность, каких успехов достигла
она в земледелии и мореплавании; что придумала и
произвела в изготовлении сосудов, в разнообразии статуй
и картин; что удивительного для зрителей и невероятного
для слушателей постаралась понаделать в театрах; что и
сколько придумала для ловли, умерщвления и укрощения
неразумных животных, сколько изобрела ядов, орудий и
хитростей против самих людей и сколько лекарств и
медикаментов — для предохранения и восстановления
смертного здоровья, сколько выдумала приправ к кушаньям
для удовольствия и раздражения горла, какое множество
и разнообразие знаков изобрела для выражения мыслей,
причем главное место принадлежит словам и буквам, ка­
кие словесные прикрасы и какое множество стихотворных
форм выдумала для увеселения духа, сколько изобрела
музыкальных инструментов и способов пения для услаж­
дения слуха, какого достигла знания расстояний и чисел
и с каким искусством определила движение и порядок
небесных светил, какого достигла знания мировых пред­
метов; кто сможет пересказать все это, особенно если бы
мы не захотели ограничиться общими словами, а пожелали
войти в подробности? Кто, наконец, сможет определить,
сколько употреблено остроумия философами и еретиками
для защиты даже лжи и заблуждений? Ибо в настоящем
случае мы говорим о природе человеческого ума, которой
украшена настоящая смертная жизнь, а не о вере и о пу­
ти истины, которыми приобретается жизнь бессмертная.
Так как Творец этой природы есть истинный и высочай­
ший Бог, то по причине, что Он всем сотворенным управ­
ляет и обладает высочайшим могуществом и высочайшим
правосудием, природа эта никогда не впала бы в эти
злополучия и не подверглась бы злополучиям вечным
(кроме только тех, которые от них будут освобождены),
564