Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
честия и правды, говорит: "Насаждающий и поливающий
есть ничто, а все Бог возращающий" (I Кор. III, 7), так
же точно и в настоящем случае можно сказать: "Отец
совокупляющийся и осеменяющий есть ничто, а все Бог
образующий; и мать, носящая зачатое и питающая рож­
денное, не значит ничего, а все Бог возращающий". Он
именно тем действием, которое доселе делает, творит так,
что развиваются семена и из скрытых и невидимых свое­
го рода оболочек раскрываются в видимые формы красо­
ты. Соединяя и слагая непонятным образом бестелесную
и телесную, т. е. господственную и подчиненную, приро­
ды, Он делает их одушевленными. Это действие Его так
велико и удивительно, что в наблюдающем это действие
не только в человеке, существе разумном и превосходя­
щем всех земных животных, но и в самой малейшей бу­
кашке, вызывает изумление и хвалу Создателю.
Итак, Он даровал человеческой душе ум; в душе дитяти
разум и понимание находятся, так сказать, в дремлющем
состоянии, как бы нет их, и должны они возбуждаться и
раскрываться с наступлением возраста, чтобы дитя стало
способным к знанию и учению и готовым к восприятию
истины и любви к добру; благодаря этой-то способности
человек приобретает познание и является существом, ода­
ренным силами, которыми благоразумно, настойчиво и
правильно борется против заблуждений и всех врожден­
ных пороков и побеждает их ничем иным, как желанием
высшего и неизменного блага. И если человек этого даже
и не делает, то кто надлежащим образом может высказать
словами или понять, как прекрасна сама по себе эта вло­
женная свыше в разумную природу способность к таким
благам и какое она удивительное дело Всемогущего? Ибо
кроме искусств жить нравственно и достигать безмерного
блаженства, которые называются добродетелями и сынам
обетования и царствования сообщаются единственно бла­
годатью Божией во Христе, не изобретено ли разумом че­
ловеческим и не изучается ли столько и таких искусств,
отчасти необходимых, а отчасти и касающихся удоволь­
ствий, что эта превосходящая все другие сила ума и ра­
зума даже и в такого рода излишних, даже опасных и
563